Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 60-Г11-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании частично недействующим Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 апреля 2008 года Законодательным Собранием Камчатского края принят и 4 мая 2008 года подписан губернатором Камчатского края Закон Камчатского края N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58).
Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 опубликован в печатном издании "Официальные Ведомости" 8 мая 2008 года, N 70-72.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования может предоставляться дополнительная гарантия, а именно право на сохранение денежного содержания до устройства на новую работу либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим.
Согласно части 1 статьи 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 денежное содержание до устройства на новую работу может сохраняться:
муниципальным служащим, замещающим должности глав администраций муниципальных образований, назначенных на должность по контракту, первых заместителей, заместителей глав администраций муниципальных образований, руководителей аппаратов, департаментов, комитетов, управлений администраций муниципальных образований, руководителей аппаратов представительных органов муниципальных образований, председателей (руководителей) контрольных органов муниципальных образований, сформированных представительными органами муниципальных образований, в случае расторжения трудового договора (контракта) (за исключением увольнения за виновные действия) в течение до одного года со дня увольнения с муниципальной службы (пункт 1);
муниципальным служащим, замещающим должности заместителей руководителей аппаратов, департаментов, комитетов, управлений администраций муниципальных образований, заместителей руководителей аппаратов, начальников управлений в составе аппаратов представительных органов муниципальных образований, аудиторов контрольных органов муниципальных образований, сформированных представительными органами муниципальных образований, в случае расторжения трудового договора (контракта) (за исключением увольнения за виновные действия) в течение до девяти месяцев со дня увольнения с муниципальной службы (пункт 2);
муниципальным служащим, замещающим должности помощников (советников) лиц, замещающих муниципальные должности, при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы, увольнении с муниципальной службы в связи с истечением установленного срока полномочий в течение до шести месяцев со дня увольнения с муниципальной службы (пункт 3).
В случае, если на новой работе муниципальные служащие, указанные в части 1 статьи 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58, получают заработную плату ниже размера прежнего денежного содержания, то им производится доплата до уровня прежнего денежного содержания (часть 2).
Размер сохраняемого денежного содержания определяется по денежному содержанию муниципального служащего на день увольнения с муниципальной службы (часть 3).
В случае увеличения размера денежного содержания в период, предусмотренный частью 1 статьи 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58, муниципальным служащим, имеющим право на получение денежного содержания до устройства на новую работу, а также на получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания в соответствии с частью 2 статьи 21, с даты увеличения размера денежного содержания выплачивается повышенный размер денежного содержания либо доплата до уровня прежнего денежного содержания с учетом его повышения.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 4 части 1 статьи 20 и статьи 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58, ссылаясь на их противоречие нормам федерального законодательства. По мнению прокурора, оспариваемые нормы, предусматривающие дополнительные гарантии в виде сохранения денежного содержания до устройства на новое место работы либо получение доплаты до уровня прежнего денежного содержания при расторжении трудового договора с муниципальными служащими, лицами, замещающими муниципальные должности высших, главных и ведущих групп, приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации и противоречат федеральному законодательству, не предусматривающему дополнительные гарантии после прекращения муниципальной службы.
Решением Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4 части 1 статьи 20 и статья 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае".
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Камчатского края ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных заместителем прокурора Камчатского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (пункт 1).
При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (пункт 2).
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу в Камчатском крае, прохождением и прекращением муниципальной службы в Камчатском крае, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих в Камчатском крае, регулируются Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае", статьей 19 которого предусмотрено, что основные гарантии муниципальных служащих установлены трудовым законодательством и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Из анализа приведенного законодательства следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы.
Разрешая заявленные заместителем прокурора Камчатского края требования в части установления дополнительных гарантий муниципальным служащим, суд установил, что предусмотренные статьями 20 и 21 оспариваемого Закона гарантии в виде назначения денежного содержания введены с нарушением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальной службы субъекта Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что установленные оспариваемыми нормами дополнительные гарантии предоставляются после увольнения с муниципальной службы, что не предусмотрено федеральным законодательством и создает преимущества лицам, замещающим муниципальные должности высших, главных и ведущих групп, и выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Полагая, что субъектом Российской Федерации правовое регулирование, содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 20 и статье 21 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58, осуществлено с превышением полномочий, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 60-Г11-15
Текст определения официально опубликован не был