Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 30-Г11-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 октября 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующим постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2010 года N 452 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Тлишева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 ноября 2010 года Правительством Карачаево-Черкесской Республики издано постановление N 452 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы"" (далее - Постановление).
Данное постановление опубликовано в печатном издании "День Республики", 7 декабря 2010 года, N 248-249 (18119).
Пунктом 1 Постановления утверждена республиканская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы".
Пунктом 2 Постановления Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики предписано ежегодно предусматривать в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики средства на реализацию республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы" в пределах возможности доходной базы республиканского бюджета.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2010 года N 452, ссылаясь на его противоречие нормам пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. Между тем, проект республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики потупил в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики 29 октября 2010 года, а утвержденная оспариваемым актом программа принята 25 ноября 2010 года.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 октября 2011 года заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики удовлетворено, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2010 года N 452 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2016 годы".
В кассационной жалобе Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 указанного Кодекса.
Законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой данной статьи, не могут противоречить названному Кодексу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 179 этого Кодекса установлено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 1).
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган (пункт 2).
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации (пункт 3).
Аналогичные положения содержатся в статье 86 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 июня 2008 года N 46-РЗ "О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике".
Абзацем первым статьи 92 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 июня 2008 года N 46-РЗ установлено, что проект республиканского закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он поступил в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не позднее 15 октября текущего года.
Судом установлено, что оспариваемый прокурором акт принят Правительством Карачаево-Черкесской Республики 25 ноября 2010 года, т.е. после внесения проекта бюджета, что привело к необеспечению его финансирования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что прокурором оспаривается Постановление, которое принято Правительством Карачаево-Черкесской Республики, с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 86 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 июня 2008 года N 46-РЗ, в связи с чем денежные средства на реализацию программы не были заложены актом о бюджете Республики. Программа до настоящего времени не исполнялась.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется. Не является также основанием к отмене решения суда приобщенный к материалам дела в кассационном производстве по ходатайству Правительства Карачаево-Черкесской Республики Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2011 года N 61-РЗ "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год", поскольку оспариваемые нормы проверялись и признаны недействующими, в том числе по порядку принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 30-Г11-3
Текст определения официально опубликован не был