Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 4-Г11-49
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Анишиной В.И.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Рыбакова А.В. о признании недействующим в части пункта 9 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 г. N 1235/52, и возложении обязанности на Правительство Московской области принять постановление об отмене оспариваемой нормы по кассационной жалобе Рыбакова А.В. на решение Московского областного суда от 28 сентября 2011 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на жалобу представителя Правительства Московской области Горячевой Ю.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 г. N 1235/52 утверждён Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок).
Постановление Правительства Московской области официально опубликовано в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" 21 января 2009 г., N 9.
Согласно положению абзаца первого пункта 9 Порядка в случае неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за период свыше 6 месяцев подряд (по информации жилищно-коммунального хозяйства) выплата компенсации приостанавливается.
Рыбаков А.В. обратился в суд с заявлением о признании приведённого положения недействующим, считая, что оно принято с превышением полномочий, противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", нарушает его права как ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований указал, что ввиду неправомерного непредоставления ему жилищными органами информации об используемых тарифах на услуги ЖКХ, применяемых при расчётах с населением, он не производит оплату за общую площадь занимаемого им жилого помещения, в связи с чем на основании оспариваемой нормы ему приостановлена выплата компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, подлежащая выплате ему на основании федерального законодательства.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении заявления.
В судебное заседание суда кассационной инстанции Рыбаков А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
До начала судебного заседания поступило заявление Рыбакова А.В. о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона, передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Правительство Московской области приняло Порядок, отдельные положения которого оспариваются, на основании статьи 2 Закона Московской области от 11 апреля 2008 г. N 43/2008-03 "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме", действующего на момент принятия Порядка.
Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 3 приведённой статьи, введенной Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-Ф3, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
При таком положении суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое положение в настоящее время не противоречит нормам федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального права, о нарушении компетенции, поскольку оспариваемая норма ограничивает право заявителя на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, Судебная коллегия находит несостоятельными.
Анализ положений Федерального закона "О ветеранах", предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и предусматривающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), позволяет сделать вывод, что предоставление такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Следовательно, приостановление выплаты компенсации в случае неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за период свыше 6 месяцев подряд нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах", который не регулирует порядок и условия предоставления такой меры.
С учётом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, не содержащей доводов, опровергающих выводы суда, а также для отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 28 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рыбакова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 4-Г11-49
Текст определения официально опубликован не был