Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 74-Г11-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.B.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим (в части) п. 5.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия), утверждённых постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 276, по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2011 г., которым заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 5.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия), утверждённых постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 276, в части, устанавливающей обязанность лиц, эксплуатирующих ледовые переправы, получать перед предъявлением их Государственной комиссии заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований, ссылаясь на то, что в оспариваемой части региональный акт противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия), ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 29 июня 2007 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 276 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Правила), официально опубликованное в печатных изданиях "Якутия" 17 июля 1995 г., N 130, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар" 21 сентября 2007 г., N 38.
Пунктом 5.2 Правил установлено, что организации, эксплуатирующие ледовые переправы, перед предъявлением их Государственной комиссии должны получить заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД по Республике Саха (Якутия) в части согласования схем организации движения, ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришёл к правильному выводу о том, что в оспариваемой части региональный акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению только Российской Федерации.
Статьёй 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" закреплено, что руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за их деятельностью, распределение функций между федеральными органами исполнительной власти, утверждение положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установление порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" федеральные службы входят в систему федеральных органов власти, функции которых устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 утверждено положение о Федеральном агентстве водных ресурсов (с последующими изменениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 утверждено положение о государственном пожарном надзоре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Названными актами предусмотрено, что поименованные федеральные органы руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также вышеприведёнными положениями.
Подпунктом 59 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в сфере водных отношений.
В качестве таковых п. 8 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации названо утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Сравнительный анализ оспариваемого (в части) акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что Правительство Республики Саха (Якутия), осуществляя полномочие по утверждению правил охраны жизни людей на водных объектах, неправомерно установило обязанности для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на основании федерального законодательства.
В связи с этим вывод в решении суда о том, что оспариваемое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации с превышением полномочий в сфере водных отношений, является правильным.
Этим регулированием, как правильно отмечено судом, нарушается установленный подп. "з" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принцип самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления. Статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья отнесены к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок реализации соответствующих полномочий, определять в том числе необходимость участия представителей администраций муниципальных образований в выдаче заключений лицам, эксплуатирующим ледовую переправу, до предъявления переправ Государственной комиссии.
Правомерно указано судом и на то, что при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта Правительством Республики Саха (Якутия) не учтены нормы ч. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Вопреки этим нормам п. 5.2 Правил на юридическое лицо - Федеральное бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" возложены функции по даче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, перед предъявлением таких переправ Государственной комиссии. Названная организация органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) не является и к иным органам государственной власти, образуемым в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), не относится.
Судом проверены и признаны несостоятельными доводы о соответствии п. 5.2 Правил положениям п. 6.8 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ, утверждённой приказом Федеральной дорожной службы Российской Федерации от 26 августа 1998 г. N 228 и регламентирующей отношения, связанные с непосредственной сдачей ледовой переправы в эксплуатацию. Как установлено судом, оспариваемым (в части) актом урегулированы отношения, не связанные собственно с комиссионным принятием ледовой переправы в смысле п. 6.8 вышеназванной Инструкции.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 74-Г11-25
Текст определения официально опубликован не был