Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МВД РФ
от 20 октября 2011 г. N 1090
Положение
о мониторинге правоприменения в системе МВД России
I. Общие положения
1. Мониторинг правоприменения*(1) в системе МВД России проводится с учетом требований Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации*(2) и представляет собой деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценки информации о состоянии и практике применения в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел, с целью оценки эффективности их реализации и выработки предложений по их совершенствованию.
2. Целями мониторинга в системе МВД России являются:
выявление пробелов в законодательстве, устаревших и недействующих нормативных правовых актов и правовых норм;
устранение пробелов законодательства, противоречий и устаревших норм, регулирующих сферу внутренних дел;
создание эффективного механизма нормотворческого процесса, учитывающего потребности в правовом регулировании общественных отношений в сфере внутренних дел;
определение эффективности правового регулирования отдельных направлений деятельности;
создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектами ведомственного нормотворчества и правоприменительной практики.
3. Основными задачами мониторинга в системе МВД России являются:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
информационно-аналитическое обеспечение процесса совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
информационная поддержка планирования нормотворческой деятельности в подразделениях системы МВД России на основе автоматизации и интеграции процессов сбора, обобщения и анализа информации о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в сфере внутренних дел;
унификация информационного взаимодействия между информационными банками данных автоматизированной аналитической информационной системы мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России*(3) федерального и территориального сегментов на основе единого формата обмена данными и единой нормативно-справочной информации.
4. Субъектами мониторинга в системе МВД России являются:
4.1. В федеральном сегменте - подразделения центрального аппарата МВД России (включая ГКВВ МВД России), федеральное государственное казенное учреждение "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральное казенное учреждение "Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральное казенное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", федеральное казенное учреждение "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы МВД России на межрегиональном уровне (кроме линейных управлений МВД России на транспорте).
4.2. В территориальном сегменте - территориальные органы МВД России на окружном, региональном и районном уровнях, внутренние войска МВД России, линейные управления МВД России на транспорте, образовательные учреждения и научно-исследовательские организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России.
5. Мониторинг в системе МВД России направлен на анализ состояния и реализации норм:
международных договоров, затрагивающих деятельность МВД России;
нормативных правовых актов, регламентирующих сферу внутренних дел;
судебных решений, в том числе решений Европейского Суда по правам человека, по конкретным делам, затрагивающим компетенцию МВД России.
6. В системе МВД России мониторинг осуществляется на постоянной основе по всему массиву нормативных правовых актов, регламентирующих сферу внутренних дел, а также по отдельным нормативным правовым актам в соответствии с планом мониторинга, утвержденным Правительством Российской Федерации, и планом мониторинга, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
7. Мониторинг в системе МВД России проводится в форме:
7.1. Сбора, обобщения, изучения, анализа и оценки состояния нормативных правовых актов.
7.2. Сбора, обобщения, изучения, анализа и оценки правоприменительной практики.
II. Полномочия и функции субъектов мониторинга
8. Субъекты мониторинга федерального сегмента, руководствуясь целями и задачами мониторинга, выполняют следующие функции:
определяют направления мониторинга, а также формулируют постановку задач по совершенствованию нормативных правовых актов, разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и проектов ведомственных нормативных правовых актов по закрепленным предметам ведения;
организуют сбор, накопление, обобщение и анализ предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования по закрепленному предмету ведения;
изучают, обобщают практику применения нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и на ее основе формулируют предложения по их совершенствованию;
анализируют поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и средств массовой информации*(4);
осуществляют рецензирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, которое отражает позицию подразделения по проблематике предложения на предмет актуальности и целесообразности;
направляют в Договорно-правовой департамент МВД России*(5) до 1 мая текущего года предложения в ежегодный план мониторинга с учетом предложений институтов гражданского общества и СМИ;
участвуют в формировании годовых и перспективных планов правоподготовительных работ МВД России.
9. В рамках сбора, обобщения, изучения, анализа и оценки состояния нормативных правовых актов субъекты мониторинга в пределах своей компетенции реализуют следующие полномочия:
выявляют недостатки правового регулирования в сфере внутренних дел;
оценивают текущие и прогнозируют перспективные потребности в нормативном правовом обеспечении, вырабатывают предложения по совершенствованию нормотворческой работы в органах внутренних дел.
10. В рамках сбора, обобщения, изучения, анализа и оценки правоприменительной практики субъекты мониторинга в пределах своей компетенции реализуют следующие полномочия:
выявляют проблемные вопросы реализации норм права;
обобщают и анализируют правоприменительную практику;
анализируют обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ, поступившие в соответствующий субъект мониторинга;
формируют предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел, в том числе с учетом поступивших обращений граждан, предложений институтов гражданского общества и СМИ;
формируют и сопровождают базы данных, связанных с правоприменительной практикой в сфере внутренних дел.
11. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, сформулированные субъектами мониторинга и признанные актуальными, включаются в План основных организационных мероприятий МВД России.
12. Договорно-правовой департамент МВД России:
осуществляет организационно-методическое обеспечение проведения органами, организациями и подразделениями системы МВД России мониторинга применения законодательства Российской Федерации,
обеспечивает создание и поддержание в актуальном состоянии информационного фонда мониторинга;
изучает, обобщает практику применения нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и на этой основе формулирует предложения по их совершенствованию;
анализирует поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ;
осуществляет рецензирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, которое отражает позицию подразделения по проблематике предложения на предмет актуальности и целесообразности;
обобщает и направляет в Министерство юстиции Российской Федерации*(6) предложения от МВД России в проект плана мониторинга, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
готовит и направляет в Минюст России доклад о результатах мониторинга, осуществленного в предыдущем году МВД России в соответствии с планом мониторинга, утвержденным Правительством Российской Федерации;
предоставляет для размещения на официальном интернет-сайте МВД России результаты мониторинга, осуществленного в соответствии с планом мониторинга, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну) за прошедший сод;
анализирует на предмет актуальности и целесообразности включения в проект плана основных организационных мероприятий МВД России поступившие предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики от субъектов мониторинга.
13. Субъекты мониторинга территориального сегмента, руководствуясь целями мониторинга, выполняют следующие задачи и функции:
13.1. Территориальные органы МВД России на окружном и региональном уровнях, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, линейные управления МВД России на транспорте:
собирают, обобщают и систематизируют данные о состоянии нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности;
формулируют предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в указанных сферах деятельности;
анализируют поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ;
направляют в ДПД МВД России обобщенные данные по итогам мониторинга для пополнения его информационного фонда;
участвуют в формировании годовых и перспективных планов правоподготовительных работ МВД России;
взаимодействуют по вопросам осуществления мониторинга с субъектами мониторинга федерального сегмента, образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России;
осуществляют сопровождение и наполнение АИС "Мониторинг" территориального сегмента.
13.2. Образовательные учреждения и научно-исследовательские организации системы МВД России;
выполняют научно-исследовательские и диссертационные исследования, посвященные проблемам и перспективам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, по направлениям, закрепленным за ними приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1055, а также анализируют состояние нормативной правовой базы и правоприменительной практики подразделений системы МВД России, находящихся на одной с ними территории субъекта Российской Федерации;
формируют перечень исследуемых актуальных проблем и электронный банк по тематике выполняемых работ;
анализируют зарубежное законодательство, регламентирующее деятельность правоохранительных органов;
разрабатывают концептуальные основы проектов и предложения по изменению нормативных правовых актов в целях совершенствования нормативно-правового регулирования;
анализируют поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ;
формулируют и направляют в ДПД МВД России предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в указанной сфере деятельности;
направляют в ДПД МВД России для пополнения информационного фонда мониторинга выносимые на защиту положения диссертаций, содержащие предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.
13.3. Территориальные органы МВД России на районном уровне:
собирают, обобщают и систематизируют данные о состоянии нормативно-правового регулирования по закрепленным направлениям оперативно-служебной деятельности;
анализируют поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ;
готовят предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и направляют их в соответствующие территориальные органы МВД России на окружном или региональном уровнях, линейные управления МВД России на транспорте.
14. Цели и задачи мониторинга реализуются посредством деятельности всех его субъектов.
Организационным звеном осуществления мониторинга являются правовые подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
III. Информационное обеспечение мониторинга
15. Информационный фонд мониторинга формируется с учетом функциональной направленности деятельности и компетенции его субъектов.
16. Вся информация, полученная в процессе мониторинга, аккумулируется в информационном фонде мониторинга, который содержит:
предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере внутренних дел;
выносимые на защиту положения диссертаций, содержащие предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, выводы и предложения из статей, монографий, публикаций СМИ и иных материалов о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
обобщенную информацию по анализу обращений граждан.
17. Программно-аппаратной средой функционирования информационного фонда является АИС "Мониторинг", которая представляет собой многоуровневую территориально распределенную систему, предназначенную для сбора, обработки, накопления и анализа информации о состоянии нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.
18. Информационным обеспечением АИС "Мониторинг" служат банки данных "Законодательство России", "Региональное законодательство", "Законодательство зарубежных стран", а также банки данных автоматизированных информационно-поисковых систем "Нормативные правовые акты МВД России", "Судебная практика", "Юридические консультации", "Международные договоры и соглашения", предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, аналитические материалы, выводы диссертационных исследований, обзоры публикаций СМИ, обращения граждан и иные материалы по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере внутренних дел.
IV. Сроки представления и обработки информации, полученной в рамках осуществления мониторинга
19. Субъекты мониторинга по мере сбора предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и проведения анализа правоприменительной практики представляют в ДПД МВД России:
19.1. Не позднее 1 мая текущего года предложения к проекту плана мониторинга правоприменения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
19.2. Не позднее 1 сентября текущего года предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики для включения проект плана основных организационных мероприятий МВД России.
20. Мониторинг, проводимый МВД России в соответствии с планом Правительства Российской Федерации*(7), осуществляется в сроки, установленные указанным планом.
Сроки внесения в АИС "Мониторинг" предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования по результатам планового мониторинга, исполнители и сроки рассмотрения поступивших предложений определяются планом мониторинга правоприменения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
21. ДПД МВД России:
21.1. В срок до 1 июня текущего года направляет в Минюст России доклад о результатах мониторинга, осуществленного в предыдущем году, и предложения в проект плана мониторинга, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
21.2. В срок до 10 октября текущего года анализирует представленные субъектами мониторинга предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики с присвоением им статуса актуальности и обоснованием включения в проект плана основных организационных мероприятии МВД России на следующий год.
Порядок и сроки согласования проекта плана основных организационных мероприятий МВД России устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами*(8).
22. Субъекты мониторинга федерального сегмента осуществляют рассмотрение и рецензирование как направленных ДПД МВД России предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования, так и самостоятельно выбранных предложений по закрепленным направлениям деятельности.
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Академия управления МВД России, Московский университет МВД России участвуют в рецензировании предложений, поступивших в федеральный сегмент, по усмотрению экспертов ДПД МВД России*(9).
23. Срок, назначаемый для рецензирования, должен быть не менее 10 рабочих дней.
______________________________
*(1) Далее - "мониторинг".
*(2) Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 694.
*(3) Далее - "АИС "Мониторинг".
*(4) Далее - "СМИ".
*(5) Далее - "ДПД МВД России".
*(6) Далее - "Минюст России".
*(7) Далее - "плановым мониторинг".
*(8) Приказ МВД России от 18 октября 2005 г. N 840 "Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российском Федерации".
*(9) Тематика предложений по совершенствованию законодательства, направляемых на рецензирование во Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Академию управления МВД России, Московский университет МВД России, должна соответствовать направлениям научных исследований, закрепленных за указанными подразделениями приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1055 "Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.