Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 15-ВПР11-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Момотова В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Семиной О.А., к администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Семину О.А. благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм
по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Семиной О.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Семину О.А. благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, сославшись на то, что Семина О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 29 августа 2008 г. N 1370 Семина О.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2009 г. Семина О.А. окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялтинский детский дом-школа" городского округа Саранск Республики Мордовия. Несмотря на наличие у нее права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, администрация г. Саранска ей такого помещения не предоставляет.
Ответчик администрация городского округа Саранск иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2011 г. в удовлетворении заявленных требований прокурора Октябрьского района г. Саранска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению, а решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. - подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семина О.А. родилась ... г. Отец Семиной О.А. - Семин А.Н. умер 2 марта 1998 г., мать - Семина Е.В. умерла 9 марта 2003 г.
На основании постановления главы администрации городского округа Саранск от 29 августа 2008 г. N 1370 Семина О.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д. 7, 23-26).
На момент рассмотрения спора Семина О.А. зарегистрирована в "Ялтинском детском доме-школе", какого-либо другого жилого помещения не имеет (л.д. 10).
В 2009 г. Семина О.А. окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялтинский детский дом-школа" городского округа Саранск Республики Мордовия.
В настоящее время Семина О.А. является студенткой 1 курса очной формы обучения ГОУ ВПО "...", зачислена на полное государственное обеспечение.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района г. Саранска, суд исходил из того, что право Семиной О.А. на предоставление жилого помещения ответчиком не нарушено, поскольку Семина О.А. обучается в ГОУ ВПО "...", право на предоставление жилого помещения у Семиной О.А., как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает после окончания ее пребывания в учреждении высшего профессионального образования и на момент рассмотрения дела она не лишена социальной защиты со стороны государства.
При этом суд руководствовался статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Семиной О.А., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2009 г. ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялтинский детский дом-школа" городского округа Саранск Республики Мордовия.
При таких обстоятельствах Семина О.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Однако этого не было учтено судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
По изложенным основаниям Судебная коллегия находит, что названные выше допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав Семиной О.А. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного Судебная коллегия считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 апреля 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Горшков В.В. |
Судьи |
Пчелинцева Л.М. |
|
Момотов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 15-ВПР11-7
Текст определения официально опубликован не был