В Минздравсоцразвития России рассмотрено письмо Федерального казначейства от 27 сентября 2011 г. N 42-7.8-22/3351.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) кадровая работа включает в себя организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Указ N 1065).
Согласно пунктам 9 и 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденного Указом N 1065, основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными и налоговыми органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации. Данный перечень оснований является исчерпывающим.
При этом полномочия кадровых служб федеральных государственных органов (далее - кадровая служба) по осуществлению проверки данных сведений обозначены в пункте 13, 15 Положения. В соответствии с пунктом 15 Положения при осуществлении проверки самостоятельно кадровые службы вправе:
а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
б) изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;
в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;
г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруга (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, по нашему мнению, проверка в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, проводится при наличии достаточной информации, поступившей в соответствии с пунктом 9 Положения.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с положениями части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-Ф3) проверка достоверности представленных сведений может осуществляться самостоятельно представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия представлены представителем нанимателя (руководителем), путем сверки представленных документов (их копий) с оригиналами, обращения к доступным базам данных (проверка паспортов граждан Российской Федерации, идентификационного номера налогоплательщика, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и т.д.), проведения беседы с гражданином, получения от него пояснений по представленным материалам, получения (с согласия гражданина) у него дополнительной информации, например, трудового договора, служебного контракта в целях подтверждения достоверности представленных сведений о наличии стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности.
Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 56-Г10-22 предусматривается, что пункт 9 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ и часть 7 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливая в качестве основания к отказу в приеме гражданина на государственную гражданскую службу представление им недостоверных сведений, тем самым фактически определяют и право представителя нанимателя проверять достоверность представленных гражданином, претендующим на занятие соответствующей должности, сведений.
Иное, противоположное толкование данных норм привело бы к невозможности реализации представителем нанимателя предоставленного ему законом права отказать гражданину, представившему недостоверные сведения, в приеме на государственную гражданскую службу.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Баснак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2011 г. N 17-1/2036 "О проведении проверки сведений и документов сотрудниками кадровой службы государственного органа"
Текст письма официально опубликован не был