См. ответ, приведенный в письме Банка России от 5 марта 2012 г. N 014-12-1/944
Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков и входящих в ее состав банков обращается к Вам с просьбой разъяснить порядок применения Банком России требований Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 308-ФЗ).
Согласно Закону N 308-ФЗ из-под обязательного контроля выведены сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей, не предусматривающие переход права собственности на такое недвижимое имущество, а также операции с денежными средствами и иным имуществом, совершаемые без участия клиентов кредитной организации.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить следующие вопросы.
1. Какой критерий должна использовать кредитная организация при отнесении сделок с недвижимым имуществом к категории подлежащих обязательному контролю?
Вариант 1. Факт государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, то есть наличие свидетельства о государственной регистрации права. Следовательно, у кредитной организации нет обязанности по формированию и направлению в уполномоченный орган сообщения по коду 8001 при наличии у кредитной организации соответствующего договора с отметкой о государственной регистрации сделки, но отсутствии на нем отметки о государственной регистрации права и отсутствии свидетельства о государственной регистрации права.
Вариант 2. Факт заключения и государственной регистрации договора, в результате которого может быть осуществлен переход права собственности. В этом случае просим пояснить действия кредитной организации, если на дату представления сведений в уполномоченный орган переход права собственности не был осуществлен или кредитная организация впоследствии получила сведения, что переход права собственности по договору не предполагается, например, в следующих случаях:
- расторжение договора;
- уступка требования (у кредитора возникает право требования, но нет права собственности);
- неисполнение условий договора;
- договор является недействительным;
- участие в долевом строительстве жилья и так далее.
2. Каков порядок заполнения поля DATA (дата совершения операции) DBF-файла при направлении сообщения об операции по коду 8001 в уполномоченный орган.
Вариант 1. Дата государственной регистрации договора в результате которого может быть осуществлен переход права собственности.
Вариант 2. Дата выдачи свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество.
3. Ассоциацией российских банков составлен Перечень сделок с недвижимым имуществом, результатом совершения которых будет переход права собственности на такое имущество (далее - Перечень) в целях надлежащего исполнения требований пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Закона N 308-ФЗ) (далее - Закон N 115-ФЗ). Просим сообщить, является ли Перечень исчерпывающим или он требует корректировки на предмет исключения / дополнения видов сделок.
Перечень:
- договор продажи недвижимого имущества;
- договор продажи предприятия;
- договор мены;
- договор дарения;
- договор ренты;
- договор финансовой аренды (лизинга);
- соглашение об отступном;
- признание за лицом права собственности на недвижимое имущество в одностороннем порядке, в том числе в рамках исполнительного производства и процедур банкротства.
4. Просим Вас дать разъяснения относительно определения даты совершения сделки и документов (в том числе отметок на них) при наличии которых у кредитной организации наступает обязанность по составлению и направлению в уполномоченный орган сообщения по коду вида операции 8001 по указанным в Перечне сделкам.
5. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган подлежат операции обязательного контроля, совершаемые клиентами кредитных организаций.
Представляются ли в уполномоченный орган сведения о следующих операциях или сделках, которые совершаются лицами, не подпадающими под термин "клиент", в случае их соответствия критериям, указанным в статье 6 Закона N 115-ФЗ:
- собственные операции или сделки кредитной организации;
- операции или сделки, по которым клиент является бенефициаром?
6. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ необходимо представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащей обязательному контролю операции. Включает ли первый день указанного срока дату совершения операции (представление сведений и документов) или исчисление такого трехдневного срока начинается на следующий рабочий день за днем совершения операции (представления сведений и документов)?
7. Подлежит ли обязательному контролю операция/сделка, соответствующая критериям обязательного контроля, указанным в пункте 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, совершенная одним филиалом кредитной организации с контрагентом в случае, если указанный контрагент является при это клиентом другого филиала кредитной организации?
Вопрос вызван обстоятельством, характерным для большинства многофилиальных кредитных организаций, так как по объективным причинам один филиал кредитной организации не имеет информации о клиентах другого филиала кредитной организации.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас разъяснить порядок применения Банком России требований Закона N 115-ФЗ, а также выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество по вопросам совершенствования действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 января 2012 г. N А-02/5-26 "О применении Федерального Закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)