Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 9
"Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"
18 ноября 2017 г.
Постановлением Правительства России от 18 марта 2020 г. N 296 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2021 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г. N 696 "Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5027);
пункт 27 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316).
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва,
26 января 2012 г.
N 9
Положение
об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
18 ноября 2017 г.
См. Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1914
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - федеральный государственный надзор).
2. Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Пункт 3 изменен с 29 ноября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. N 1397
3. Под федеральным государственным надзором понимается деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными казенными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", размещающими заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий (далее - заказчики), и организациями - исполнителями государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - исполнители), требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок заказчиков и исполнителей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения заказчиками и исполнителями обязательных требований.
4. Федеральный государственный надзор осуществляется в целях реализации государственной политики в области создания и использования результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте и обеспечения защиты прав Российской Федерации, российских физических и юридических лиц на созданные результаты научно-технической деятельности.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, организацией и проведением проверок заказчиков и исполнителей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
6. Предметом проверок заказчиков является соблюдение ими при осуществлении деятельности обязательных требований, касающихся:
а) распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;
б) включения в государственные контракты и договоры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, предусматривающие проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условий в части распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществления государственного учета и использования таких результатов, обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных исследований;
в) обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;
г) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
д) осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
См. Методические рекомендации по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ и Минпромнауки РФ от 17 июля 2003 г. N 174/179
е) организации использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
7. Предметом проверки исполнителей является соблюдение ими обязательных требований, касающихся выполнения условий государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:
а) распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности;
б) проведения патентных исследований;
в) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
г) представления сведений для осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
д) использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
8. Проверка заказчиков и исполнителей осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
9. При разработке проекта ежегодного плана проведения плановых проверок определение заказчиков или исполнителей, плановые проверки которых включаются в проект указанного плана, осуществляется с учетом данных единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, государственных реестров (реестров) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
10. В целях получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, данных для осуществления федерального государственного надзора Федеральная служба по интеллектуальной собственности имеет право:
а) использовать сведения, содержащиеся в государственных реестрах (реестрах) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также в государственных базах данных, включающих в себя сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, ведение которых осуществляют заказчики;
б) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от заказчиков и исполнителей документы и материалы, указанные в пункте 12 настоящего Положения.
11. Федеральная служба по интеллектуальной собственности обязана выдавать предписания заказчикам (исполнителям) об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.
12. В ходе проверки подлежат рассмотрению следующие документы и материалы:
а) государственные контракты, в том числе прилагаемая к ним документация, касающаяся предмета проверки;
б) договоры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, включая прилагаемую к ним документацию, касающуюся предмета проверки;
в) акты сдачи-приемки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
г) отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах;
д) отчеты о проведении патентных исследований;
е) материалы заявок на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств);
ж) официально опубликованные заявки и патенты (описания к патентам);
з) приказы (распоряжения) об отнесении информации о результатах интеллектуальной деятельности к коммерческой (служебной) тайне;
и) документы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;
к) инвентаризационные описи, ведомости, акты инвентаризации, передаточные акты, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
л) договоры об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
м) лицензионные договоры о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности;
н) документы, касающиеся использования (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
о) документы бухгалтерского учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;
п) формы статистического наблюдения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
р) отчеты об оценке стоимости исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
с) договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;
т) иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы, относящиеся к предмету проверки.
13. В случаях выявления нарушений прав Российской Федерации, российских юридических и физических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, а также неисполнения (ненадлежащего исполнения) предписания Федеральной службы по интеллектуальной собственности по решению руководителя Службы информация о нарушении законодательства Российской Федерации и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и иные органы государственной власти Российской Федерации.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) была переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Одновременно ее вывели из ведения Минобрнауки России и подчинили непосредственно Правительству РФ.
На Службу возложен федеральный госнадзор за правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет средств федерального бюджета. Она также контролирует в этой сфере деятельность госзаказчиков и исполнителей НИОКР. Регламентирован порядок осуществления указанных госнадзора и контроля.
Служба проводит плановые и внеплановые проверки. Перечень требований, соблюдение которых контролируется, различен для госзаказчиков и исполнителей.
План проверок на год составляется с учетом данных реестра результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет федерального бюджета, реестров охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также госконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации.
Установлен перечень документов, рассматриваемых в ходе проверки. Это, в частности, госконтракты, акты сдачи-приемки НИОКР, отчеты о НИОКР и проведенных патентных исследованиях, официально опубликованные заявки и патенты, инвентаризационные описи, ведомости, лицензионные договоры и др.
При выявлении нарушений выдаются предписания об их устранении. В случае их неисполнения (ненадлежащего выполнения), а также если нарушены права России, отечественных юридических и физических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Они также направляются в Счетную палату РФ, Росфиннадзор и иным органам власти.
Прежний порядок контроля за правовой охраной и использованием результатов НИОКР в данной сфере утратил силу.
Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 9 "Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 февраля 2012 г. N 20, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 5 ст. 603
Постановлением Правительства России от 18 марта 2020 г. N 296 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. N 1397
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2017 г.