Письмо Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 02-03-10/5026
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо о порядке отнесения имущества, находящегося у государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления, к категории особо ценного движимого имущества, и сообщает.
Согласно положениям статей 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации все имущество бюджетного и автономного учреждения закрепляется за ними на праве оперативного управления.
При этом собственником данного имущества является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с положениями части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Особенности распоряжения особо ценным движимым имуществом бюджетных и автономных учреждений установлены положениями статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми бюджетное и автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.
Порядок отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации виды такого имущества могут определяться:
в отношении бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации - в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений - в порядке, установленном местной администрацией.
При этом критерии отнесения имущества бюджетных и автономных учреждений к категории особо ценного движимого имущества определяются, в том числе, исходя из размера балансовой стоимости движимого имущества, который устанавливается для:
бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом высшего исполнительною органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
для муниципальных бюджетных и автономных учреждений нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и автономных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Кроме того, наряду с вышеуказанными положениями, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 установлено, что при определении перечней особо ценного движимого имущества бюджетных или автономных учреждений в состав такого имущества может быть включено иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества, а также имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Таким образом, вышеуказанные нормы не содержат ограничений для отнесения имущества бюджетных и автономных учреждений, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного движимого имущества.
При этом учитывая, что исходя из положений пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества, учитываются нормативные затрат на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также принимая во внимание, что вышеуказанное имущество используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), по мнению Департамента, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении в установленном порядке такого имущества за учреждением.
По мнению Департамента, данный вопрос не требует дополнительного нормативно-правового регулирования, так как закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению органа государственной власти и органа местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных и автономных учреждений, принятому в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по порядку отнесения имущества, находящегося у государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления, к категории особо ценного движимого.
Для того, чтобы отнести к таковой имущество бюджетных и автономных учреждений, приобретенное за счет средств от приносящей доходы деятельности, ограничений не установлено.
Кроме того, отмечено следующее. Нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением либо приобретенного им за счет средств учредителя, учитываются при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также на содержание имущества. При этом оно используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). В связи с этим, по мнению Минфина России, целесообразно закрепить в установленном порядке такое имущество за учреждением.
Это не требует дополнительного нормативно-правового регулирования. Дело в том, что имущество за учреждением закрепляется по принятому в установленном порядке решению органа госвласти (местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Письмо Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 02-03-10/5026
Текст письма официально опубликован не был