Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 71-Г11-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Коломникова И.Ф. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 приложения N 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 года N 516), по кассационной жалобе Коломникова И.Ф. на решение Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Калининградской области 24 декабря 2009 года принято постановление N 818 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", которое официально опубликовано в издании Калининградская правда N 9 от 22 января 2010 года.
Приложением N 1 к названному постановлению установлен Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области.
Коломников И.Ф., являясь инвалидом, обратился в Калининградский областной суд с заявлением об оспаривании пункта 7 приложения N 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 г. N 818 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 года N 516), в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ст. 9 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" и нарушает его право на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании Коломников И.Ф. поддержал заявленные суду требования.
Правительство Калининградской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Коломников И.Ф. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Оспариваемым в настоящем деле п. 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области N 818 от 24.12.2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения у коммунальных услуг отдельным категориям граждан" размер предоставляемой гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальных услуг определяется с учетом объемов мер социальной поддержки, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", исходя из тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Калининградской области в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе и ст.ст. 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на которые ссылается заявитель, в соответствии с которыми до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).
Данный вывод судом сделан на основе анализа действующего законодательства.
Заявитель является инвалидом и имеет в собственности жилое помещение (квартиру).
Понятие жилищного фонда и его видов приведены в Жилищном кодексе Российской Федерации и согласно ст. 19 названного Кодекса, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
То есть данная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и её субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, к муниципальному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения отнесены к частному жилищному фонду.
Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в многоквартирных домах в квартирах, принадлежащих к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Сравнительный анализ оспариваемого (в части) акта с федеральными нормами права приводит к выводу о том, что Калининградская область, осуществляя правовое регулирование, действовала в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и не противоречит ему.
Судом проверялись и обоснованно признаны несостоятельными доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коломникова И.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 71-Г11-39
Текст определения официально опубликован не был