Приложение
Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах
(утв. приказом Минтранса РФ от 5 декабря 2011 г. N 303)
I. Общие положения
Пункт 1.1 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2009, N 30, ст. 3836; 2010, N 19, ст. 2316) и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4445).
1.2. Настоящий Порядок устанавливает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (далее - раздельный учет), связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий (далее - субъекты регулирования) в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются и контролируются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении фактических доходов и расходов по данным услугам (далее - регулируемые услуги).
Пункт 1.3 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
1.3. В соответствии с настоящим Порядком субъекты регулирования ведут раздельный учет доходов и расходов по следующим видам регулируемых услуг:
обеспечение взлета и посадки воздушных судов;
обеспечение стоянки воздушных судов;
предоставление аэровокзального комплекса;
обеспечение авиационной безопасности;
обслуживание пассажиров;
обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;
хранение авиационного топлива.
1.4. Основной целью раздельного учета является формирование информации о фактических доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в аэропортах, необходимой для обоснованного принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование цен на данные услуги (далее - органы регулирования).
1.5. Раздельный учет ведется посредством регистрации и обработки информации и составления отчетности о доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием регулируемых услуг субъектами регулирования в аэропортах. Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.
1.6. Основным принципом организации раздельного учета является установление взаимосвязи между услугами, оказанными субъектами регулирования в аэропортах, и возникающими в связи с оказанием соответствующих услуг доходами и расходами.
1.7. Раздельный учет доходов по видам услуг производится непосредственно при начислении доходов в бухгалтерском учете.
1.8. Для целей ведения раздельного учета расходов субъектом регулирования определяется состав производственных процессов (операций, функций), осуществляемых при оказании конкретных услуг. При ведении раздельного учета расходов по оказанию соответствующих видов услуг данные формируются по каждому определенному производственному процессу (операций, функций) путем их обоснованного распределения.
1.9. При ведении раздельного учета необходимо руководствоваться критериями существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.
Пункт 1.10 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
1.10. Состав производственных процессов (операций, функций) по видам регулируемых услуг определен приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2001 г., регистрационный N 2617) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 16 декабря 2002 г. N 157 (зарегистрирован Минюстом России 19 декабря 2002 г., регистрационный N 4052), 14 августа 2003 г. N 176 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2003 г., регистрационный N 5013), 2 февраля 2005 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2005 г., регистрационный N 6365), 30 мая 2005 г. N 24 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2005 г., регистрационный N 6563), 8 сентября 2008 г. N 143 (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2008 г., регистрационный N 12328), 23 ноября 2009 г. N 211 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2009 г., регистрационный N 15930) и приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 15 мая 2000 г. N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2000 г., регистрационный N 2317) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 18 мая 2002 г. N 69 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2002 г., регистрационный N 3503), 3 марта 2005 г. N 14 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2005 г., регистрационный N 6494).
1.11. Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
II. Учет доходов по видам деятельности
Пункт 2.1 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
2.1. В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (далее - ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 1999 г., регистрационный N 1791), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2000 г., регистрационный N 2064), 30 марта 2001 г. N 27н (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2001 г., регистрационный N 2693), 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2006 г., регистрационный N 8397), 27 ноября 2006 г. N 156н (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2006 г., регистрационный N 8698), 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), 8 ноября 2010 г. N 144н (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2010 г., регистрационный N 19088), доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
2.2. В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
2.3. В соответствии с пунктами 7 и 9 ПБУ 9/99 прочими доходами являются:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления в возмещение причиненных организации убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
курсовые разницы;
сумма дооценки активов;
поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
2.4. При ведении субъектом регулирования раздельного учета в составе доходов от обычных видов деятельности выделяются доходы, получаемые субъектом регулирования при оказании регулируемых и нерегулируемых услуг.
Пункт 2.5 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
2.5. Доходами от регулируемых услуг субъекта регулирования является выручка от оказания услуг, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, формируемая по перечню производственных процессов (операции, функции), осуществляемых при оказании этих услуг.
Учет доходов по регулируемым услугам осуществляется раздельно по видам услуг, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, раздельно для юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах (далее - потребители), и иностранных эксплуатантов.
2.6. В качестве доходов от нерегулируемых услуг субъектом регулирования учитывается выручка от продажи товаров, работ, услуг, не относящихся к сфере деятельности субъекта регулирования, подлежащей государственному регулированию и контролю.
2.7. Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают перечень статей доходов. Построение перечня должно обеспечивать формирование информации о полученных доходах по видам оказываемых услуг, необходимой для ведения раздельного учета доходов и расходов, а также решения других задач, связанных с обоснованием устанавливаемых тарифов.
2.8. Структура статей доходов субъекта регулирования применительно к деятельности по оказанию регулируемых услуг должна предусматривать, как минимум:
вид услуг (наименование сбора, тарифа);
вид потребителей (потребитель, иностранный эксплуатант);
вид перевозки (международные воздушные линии, внутренние воздушные линии);
наименование (номер) аэровокзального комплекса (пассажирского здания).
III. Учет расходов по видам деятельности
Пункт 3.1 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.1. В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (далее - ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 1999 г., регистрационный N 1790), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2000 г., регистрационный N 2064), 30 марта 2001 г. N 27н (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2001 г., регистрационный N 2693), 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2006 г., регистрационный N 8397), 27 ноября 2006 г. N 156н (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2006 г., регистрационный N 8698), 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), 8 ноября 2010 г. N 144н (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2010 г., регистрационный N 19088), расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
3.2. В соответствии с пунктом 5 ПБУ-10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
3.3. В соответствии с пунктами 11 и 13 ПБУ-10/99 прочими расходами являются:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
3.4. При ведении раздельного учета субъекты регулирования группируют расходы по экономическим элементам:
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
материальные затраты;
амортизация;
прочие затраты.
Отнесение конкретных видов расходов к элементам затрат субъект регулирования осуществляет в соответствии с ПБУ 10/99.
Пункт 3.4.1 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.4.1. При ведении субъектом регулирования раздельного учета в части расходов по обычным видам деятельности по элементам "Затраты на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Амортизация" должны быть выделены данные, соответствующие содержанию одноименных КСР.
При ведении субъектом регулирования раздельного учета в части расходов по элементам "Материальные затраты" и/или "Прочие затраты" должно быть обеспечено выделение следующих данных, учтенных по соответствующим калькуляционным статьям расходов в соответствии со сложившейся системой учета, закрепленной в учетной политике:
статья "Основные материалы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт самолетов, вертолетов и двигателей (СВАД)" включает расходы на основные (наиболее значимые по объему затрат) материалы, непосредственно используемые при обслуживании собственного парка воздушных судов (на правах собственности или на условиях аренды или лизинга, или на ином законном основании) и воздушных судов сторонних организаций (далее - ВС):
группа "авиаГСМ" включает покупную стоимость авиационного керосина, авиационного бензина и противоводокристаллизационной жидкости, предоставленных для заправки собственного парка ВС и ВС сторонних организаций;
группа "Материалы на техническое обслуживание и ремонт" включает покупную стоимость материалов (расходных материалов, включая авиаГСМ, запчастей, съемных изделий, агрегатов и т.п.), предоставленных при техническом обслуживании и ремонте собственного парка СВАД и СВАД сторонних организаций;
группа "Бортовое питание" включает покупную стоимость бортового питания (продуктов питания, посуды и т.п.), предоставляемого при обслуживании собственного парка ВС и ВС сторонних организаций;
статья "Прочие расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт СВАД" включает прочие основные расходы на оплату услуг (работ, товаров, продукции), предоставляемых сторонними организациями, непосредственно используемых при обслуживании и эксплуатации собственного парка ВС (на техническое обслуживание и ремонт СВАД, капитальный ремонт СВАД, продление ресурса СВАД, обслуживание ВС в аэропортах, метеорологическое обеспечение экипажей ВС, аэронавигационное обслуживание полетов ВС, агентское обслуживание воздушных перевозок), а также расходы на рацион питания экипажей воздушных судов, оплату аренды (лизинга) воздушных судов, авиационных двигателей и другие расходы, связанные с арендой (лизингом) СВАД и использованием летно-подъемного состава сторонних организаций, кроме затрат, предусмотренных предыдущими статьями расходов;
статья "Содержание наземных основных производственных фондов (ОПФ)" включает затраты на содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание собственных и арендованных зданий (помещений), сооружений, отдельно стоящих объектов, передвижных и стационарных технических средств, систем и оборудования, искусственных покрытий и земельных участков, включая оплату коммунальных услуг, других услуг сторонних организаций, стоимость топлива, покупной энергии, воды, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), расходных материалов, запасных частей, комплектующих изделий для технического обслуживания и эксплуатации ОПФ и т.п.:
группа "Электрическая энергия" включает покупную стоимость потребляемой электрической энергии, включая стоимость ее трансформации и передачи;
группа "Тепловая энергия и водообеспечение" включает покупную стоимость потребляемой тепловой энергии (на отопление и технологические нужды), оплата водоснабжения и водоотведения, стоимость газа, котельно-печного топлива, воды;
группа "Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования" включает стоимость расходных материалов, запасных частей, комплектующих изделий, кабелей, других электроматериалов, ГСМ и других материалов для технического обслуживания и эксплуатации отдельно стоящих объектов, технических средств, систем и оборудования радиотехнического обеспечения полетов (далее - РТОП) и связи для обеспечения обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), радиотехнического обеспечения (далее - РТО) и связи для обеспечения наземной (внутриаэродромной) электросвязи, других видов связи, свето-сигнального оборудования (далее - ССО) аэродромов, сетей электроснабжения, технических средств, систем и оборудования субъекта регулирования по теплообеспечению, водоснабжению и водоотведению, другого оборудования субъекта регулирования, других затрат и услуг сторонних организаций, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией объектов, технических средств, систем и оборудования субъекта регулирования;
группа "Техническое обслуживание и эксплуатация спецавтотранспорта" включает стоимость авто-, авиа- и прочих ГСМ, используемых при техническом обслуживании и эксплуатации спецавтотранспорта, износ резины, оплата запчастей и прочих расходных материалов, услуг сторонних организаций и других расходов, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией спецавтотраспорта субъекта регулирования;
группа "Прочие затраты" включает затраты на оплату расходных материалов, услуг сторонних организаций, прочие затраты субъекта регулирования на содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание зданий (помещений), сооружений, отдельно стоящих объектов, технических средств и систем, искусственных покрытий и земельных участков, кроме предусмотренных выше (содержание зданий и помещений в чистоте, мусоросжигание, обслуживание вентиляционных систем зданий, озеленение земельных участков и другие);
статья "Ремонт наземных ОПФ" включает затраты на оплату материалов и услуг сторонних организаций для ремонта ОПФ организации, кроме СВАД, или отчисления в ремонтный фонд организации; данная статья расходов в общем случае по содержанию соответствует части затрат организации по элементам затрат "Материальные затраты" (ремонт собственными силами) и "Прочие затраты" (оплата услуг сторонних организаций или ремонтный фонд);
статья "Аренда и услуги сторонних организаций" включает затраты на оплату субъектом регулирования аренды государственного имущества, земельных участков, каналов связи, зданий (помещений), других ОПФ (кроме СВАД), лизинга и услуг сторонних организаций, используемых непосредственно для производства продукции:
группа "Аренда государственного имущества" включает затраты на оплату аренды государственного имущества;
группа "Аренда земельных участков" включает затраты на оплату аренды земельных участков;
группа "Аренда каналов связи и услуги связи" включает затраты на оплату аренды каналов связи и оплату услуг сторонних организаций по телеграфной, телефонной, сотовой и прочим видам услуг связи;
группа "Прочие аренда и лизинг" включает арендные и лизинговые платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (здания (помещения), объекты, технические средства и системы и другие ОПФ сторонних организаций), используемое непосредственно для производства продукции;
группа "Обеспечение авиационной безопасности" включает затраты на оплату услуг подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, сторонних организаций в выполнении производственных функций по обеспечению авиационной безопасности;
группа "Облеты ССО" включает затраты на оплату услуг сторонних организаций по производству полетов воздушных судов для проверки, настройки светосигнального оборудования аэродромов;
группа "Метеообеспечение" включает затраты на оплату услуг организаций Росгидромета, других организаций по предоставлению метеорологической информации;
группа "Прочие услуги" включает затраты на оплату услуг сторонних организаций по проведению предполетного медицинского осмотра, прохождению врачебно-летных экспертных комиссий (далее - ВЛЭК) и другого медицинского обеспечения экипажей воздушных судов, персонала по обслуживанию воздушного движения, водителей спецавтотранспорта, другого персонала в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оплата услуг сторонних организаций по подготовке и выполнению полетов воздушных судов для проверки, настройки РТС и наземных посадочных систем навигации аэродромов; оплата услуг сторонних организаций по поисково-спасательному обеспечению полетов воздушных судов; оплата транспортных и других услуг сторонних организаций, используемых непосредственно для производства продукции;
статья "Подготовка и переподготовка кадров" включает затраты на оплату услуг сторонних организаций и другие расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров субъекта регулирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
статья "Страхование" включает затраты на страховые взносы субъекта регулирования по всем видам обязательного и добровольного страхования;
статья "Прочие производственные расходы" включает затраты на оплату материалов и услуг сторонних организаций, связанных непосредственно с производством продукции, не предусмотренных предыдущими статьями, группами и подгруппами расходов, включая следующие группы затрат: расходы на обслуживание пассажиров на борту ВС, по зарядке самолетных огнетушителей; стоимость фотоматериалов для аэрофотосъемки, услуг по их обработке; стоимость питания и обслуживания пассажиров в аэровокзальных комплексах (в медпункте, туалетах, комнате матери и ребенка, залах официальных лиц и делегаций, пунктах общественного питания); корм для служебных собак; материалы для орнитологического обеспечения полетов; расходы, связанные с сертификацией и лицензированием субъекта регулирования; расходы на изготовление бланков билетов, полетной, перевозочной документации и других бланков, расписания движения ВС и другой документации; приобретение сборников по аэронавигационной информации и другой производственной технологической и нормативно-методической документации; представительские расходы, расходы на рекламу и другие расходы производственного характера;
статья "Общехозяйственные расходы" включает расходы на командировки; расходы по охране труда; расходы на юридические, информационные, аудиторские и консультационные услуги; услуги банков; канцелярские расходы; компенсации за использование личного транспорта; налоги, сборы, платежи, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком; расходы от брака, недостачи; прочие расходы общехозяйственного характера.
3.4.2. По каждой группе затрат статьи "Основные материалы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт самолетов, вертолетов и двигателей (СВАД)" пункта 3.4.1 настоящего Порядка выделяются отдельно подгруппы расходов на обслуживание собственного парка ВС и ВС сторонних организаций. Если указанные расходы на обслуживание ВС сторонних организаций не включаются в состав расходов на услуги субъекта регулирования, такие расходы отражаются обособленно, как покупная стоимость реализованных товаров.
3.4.3. Субъекты регулирования, осуществляющие поставку авиаГСМ, материалов на техническое обслуживание и ремонт СВАД, других товаров, приобретенных у сторонних организаций для последующей реализации потребителям в аэропортах, на борту ВС или на иных объектах, а также осуществляющие производство общественного питания, включая бортовое питание, в соответствии с принятой учетной политикой и действующей системой учета расходов, могут учитывать расходы, предусмотренные статьей "Основные материалы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт самолетов, вертолетов и двигателей (СВАД)" пункта 3.4.1 настоящего Порядка, другие аналогичные расходы (покупную стоимость продуктов питания, посуды для общественного питания, кроме бортового, других товаров), предусмотренные другими статьями пункта 3.4.1 настоящего Порядка, в составе расходов по обычным видам деятельности не по соответствующим статьям затрат, а обособленно, как покупную стоимость реализованных товаров.
Пункт 3.4.4 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.4.4. Результаты выделения расходов по КСР субъектом регулирования используются при составлении таблиц "Расшифровка доходов и расходов по регулируемым услугам аэропорта", "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования", "Детализация расходов по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту" согласно приложениям N 1, 3 и 4 к настоящему Порядку.
Пункт 3.5 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.5. Затраты субъекта регулирования по видам регулируемых услуг формируются по всем калькуляционным статьям расходов, кроме затрат по статьям "Основные материалы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт СВАД" и "Прочие затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт СВАД" пункта 3.4.1 настоящего Порядка, которые в полном объеме включаются в расходы по нерегулируемым услугам.
При калькуляции расходов на услугу "обеспечение стоянки воздушных судов" субъект регулирования обеспечивает отнесение на данный вид регулируемых услуг расходов, связанных с оказанием услуги по стоянке воздушного судна пользователей на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки в соответствии с пунктом 3.3 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110, а также стоянке воздушного судна иностранных эксплуатантов на аэродроме более трех часов после посадки в соответствии с пунктом 6 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации и порядка их применения, утвержденного приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 15 мая 2000 г. N 125.
Расходы на покупную стоимость реализованных товаров, не учтенных в составе статей затрат, установленных пунктом 3.4.1 настоящего Порядка, в полном объеме включаются в расходы по нерегулируемым услугам.
При этом в состав расходов субъекта регулирования включаются затраты на оплату труда и содержание персонала, содержание, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт комплексов ОПФ, другие расходы общего и целевого функционального назначения, используемые для выполнения регулируемых услуг в соответствии с технологией их производства.
3.6. Учет расходов осуществляется в соответствии с действующей системой учета расходов субъекта регулирования, сформированной на основе действующего плана счетов, учетной политики субъекта регулирования, рабочего плана счетов и приложений к нему в части учета расходов и себестоимости. Детализация затрат, учитываемых по соответствующим статьям расходов, должна обеспечить реализацию требований настоящего Порядка в отношении выделения расходов, установленных пунктом 2.8 настоящего Порядка.
Перечень указанных составляющих затрат, предусмотренных действующей системой учета расходов субъекта регулирования (далее - детализированный перечень КСР), для реализации требований настоящего Порядка дорабатывается субъектом регулирования в случае необходимости самостоятельно.
Составляющие расходов, предусмотренные индивидуальным детализированным перечнем КСР субъекта регулирования, группируются по единому укрупненному перечню КСР, установленному пунктом 3.4.1 настоящего Порядка.
3.6.1. Учет расходов по детализированному перечню КСР организуется по местам возникновения затрат (далее - МВЗ), по которым в регистрах бухгалтерского учета отражаются осуществленные расходы на основании первичных документов.
3.6.2. При организации учета в качестве МВЗ могут выступать:
структурные подразделения (службы, отделы, бригады, группы персонала, осуществляющие на систематической основе определенные производственные функции и др.);
производственные объекты или группы однородных производственных объектов (здания, сооружения, отдельно стоящие объекты, передвижные и стационарные технические средства, оборудование, искусственные покрытия, земельные участки и др.).
3.6.3. Субъекты регулирования определяют перечень МВЗ, по которым организуют учет расходов, исходя из осуществляемых видов услуг, технологии производства, организационной структуры, распределения функциональных обязанностей между структурными подразделениями и работниками.
3.6.4. В целях раздельного учета состав МВЗ, по которым организуется учет, должен обеспечивать возможность прямого отнесения сформированных по этим МВЗ затрат на соответствующий вид регулируемых услуг. Если в силу специфики МВЗ в момент отражения расходов в бухгалтерском учете их целевое назначение не может быть идентифицировано по конкретным услугам, то расходы формируются в целом по МВЗ. В целях раздельного учета последующее их распределение производится при калькуляции расходов по видам услуг.
3.6.5. Если в силу специфики содержания статьи расходов, предусмотренной детализированным перечнем КСР, в момент отражения расходов в бухгалтерском учете их целевое назначение не может быть идентифицировано по конкретным МВЗ, то расходы формируются в целом по статье. В целях раздельного учета последующее их распределение по МВЗ и видам услуг производится при калькуляции расходов по видам услуг.
3.6.6. Учет расходов общего характера (производственного или хозяйственного назначения) для деятельности субъекта регулирования в целом, а также затрат, имеющих целевое функциональное назначение, непосредственно связанных с производством конкретных услуг, организуется в целом по статьям расходов, объединяющим однородные по назначению виды затрат, предусмотренным детализированным перечнем КСР субъекта регулирования. В целях раздельного учета последующее их распределение производится непосредственно по видам услуг при калькуляции расходов.
3.7. Для обеспечения необходимой точности распределения расходов, связанных с оказанием услуг, выделяют прямые расходы и косвенные расходы субъекта регулирования.
3.7.1. К прямым относятся расходы, которые непосредственно связаны с оказанием определенных услуг и могут быть полностью прямо отнесены на конкретные МВЗ и/или на услуги непосредственно по данным учета или при помощи критериев распределения.
К косвенным относятся расходы, связанные с обеспечением, обслуживанием и управлением производством в целом. Косвенные расходы распределяются по МВЗ и/или на услугу при помощи критериев распределения.
Расходы субъекта регулирования на оказание услуг в целом включают прямые затраты на их выполнение и соответствующую долю косвенных затрат.
Пункт 3.7.2 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.7.2. Субъект регулирования обеспечивает выбор и обоснование критериев для обеспечения наиболее точного распределения расходов по детализированному перечню КСР и МВЗ по видам регулируемых и нерегулируемых услуг.
Критерии распределения устанавливаются субъектами регулирования на основе действующего (сложившегося) порядка распределения затрат с учетом требований и рекомендаций, установленных настоящим Порядком.
При выборе критерия распределения по отдельным основным составляющим затрат субъектом регулирования, по возможности, должна быть обеспечена минимизация расходов, связанных с оказанием услуг.
Рекомендуемые критерии распределения расходов, представленные по укрупненному перечню КСР, предусмотрены пунктом 3.7.12 настоящего Порядка.
3.7.3. Для распределения по видам услуг расходов, учет которых осуществляется в целом по КСР в соответствии с пунктом 3.6.6 настоящего Порядка, субъект регулирования определяет по каждой такой КСР перечень услуг (регулируемых, нерегулируемых), при производстве которых используются данные расходы, и критерии их распределения по видам услуг.
3.7.4. Для распределения по видам услуг расходов, предусмотренных детализированным перечнем КСР, по МВЗ субъект регулирования определяет по каждому МВЗ (структурному подразделению, объекту) перечень услуг (регулируемых, нерегулируемых), в оказании которых данное МВЗ принимает участие, и критерии распределения соответствующей КСР по МВЗ и/или видам услуг.
3.7.5. При распределении затрат структурных подразделений в части расходов на оплату труда в общем случае для обеспечения дополнительной точности калькулирования затрат могут выделяться прямые и косвенные расходы структурного подразделения в следующем порядке:
прямые расходы структурного подразделения (по персоналу, непосредственно связанному с производством конкретных услуг) в полном объеме по данным учета относятся на услуги или распределяются по услугам при помощи установленных критериев распределения;
косвенные расходы структурного подразделения (по персоналу, осуществляющему управление, обеспечение и обслуживание деятельности структурного подразделения в целом) распределяются пропорционально прямым затратам структурного подразделения или численности его персонала.
3.7.6. При распределении затрат таких объектов, как здания и сооружения, искусственные покрытия, земельные участки, по каждому объекту в общем случае выделяются отдельно расходы, относимые на технологические (рабочие) зоны (помещения (площади) объектов, используемые для производства конкретных регулируемых и нерегулируемых услуг) и на служебные помещения (площади), используемые для размещения персонала субъекта регулирования.
3.7.7. Расходы на площади (помещения) общего назначения соответствующего объекта учитываются в его расходах на технологические (рабочие) зоны и служебные помещения пропорционально критериям, используемым для распределения данных затрат (пропорционально площади или объему (помещения), или другим критериям).
Расходы по технологическим (рабочим) зонам объекта в полном объеме относятся на соответствующий вид услуг.
3.7.8. В качестве технологических (рабочих) зон могут быть выделены также площади (помещения), используемые для размещения (включая складские помещения) передвижных и стационарных технических средств, систем, оборудования и т.п., которые имеют целевое функциональное назначение при производстве услуг.
Расходы по указанным технологическим (рабочим) зонам объекта распределяются по видам услуг с использованием критериев распределения, соответствующих функциональному назначению данных технических средств.
3.7.9. По объектам общего назначения, используемым всем персоналом субъекта регулирования (административным зданиям, служебным столовым, здравпунктам, находящимся непосредственно на территории субъекта регулирования, складам материально-технического имущества общего назначения, подъездным дорогам, другим искусственным покрытиям, земельным участкам и другим объектам общего назначения) отдельные технологические (рабочие) зоны не выделяются.
3.7.10. Расходы на служебные помещения (кабинеты, раздевалки, душевые и т.п.) объекта распределяются по видам услуг пропорционально расходам на оплату труда или численности соответствующих структурных подразделений.
В случае, если распределению подлежат совокупные расходы по всем служебным помещениям субъекта регулирования (по всем объектам), в качестве критериев распределения используются расходы на оплату труда или численность всего персонала субъекта регулирования в целом. Аналогичные показатели используются при распределении расходов на объекты (помещения, площади) общего назначения, используемые всем персоналом субъекта регулирования.
3.7.11. При распределении затрат по МВЗ по некоторым составляющим расходов (на электроэнергию, водообеспечение и т.п.) в общем случае выделяются отдельно также прямые расходы на технологические нужды (для обслуживания воздушных судов, предоставления коммунальных услуг сторонним организациям, населенным пунктам и другие), которые непосредственно относятся на соответствующий вид услуг.
Пункт 3.7.12 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.7.12. Рекомендуемые критерии распределения расходов:
1) расходы на оплату труда могут распределяться по трудоемкости (чел. х ч, в относительном измерении, в процентах); площади (м 2); объему помещений (м 3); времени (коэффициенту) использования (площадей, оборудования, технических средств, систем и т.п.); объему услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи, количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие); прямым затратам на оплату труда, заработную плату или численности структурных подразделений; прямым затратам на оплату труда, заработную плату или численности персонала субъекта регулирования в целом.
Критерии распределения расходов на оплату труда определяются субъектами регулирования по детализированным КСР и/или каждому структурному подразделению отдельно на основании следующих принципов:
для распределения по МВЗ и/или видам услуг затрат структурных подразделений производственного персонала используются такие критерии распределения, как трудоемкость (чел. х ч, в относительном измерении, в процентах) по структурному подразделению (службам, отделам, группам персонала) в целом или в части его прямых затрат (по персоналу, непосредственно связанному с производством конкретных услуг);
в части косвенных расходов структурного подразделения (по персоналу, осуществляющему управление, обеспечение и обслуживание деятельности структурного подразделения в целом) могут использоваться также критерии распределения - прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численность структурного подразделения;
для структурных подразделений производственного персонала, связанного с электро-, светотехническим обеспечением объектов производства, тепло-, санитарно-техническим обеспечением, обеспечением горюче-смазочными и другими материалами, обеспечением связи, а также техническим обслуживанием, эксплуатацией и содержанием соответствующего оборудования, технических средств и систем, передвижных технических средств (спецавтотранспорта), стационарных технических средств, зданий, сооружений, искусственных покрытий, земельных участков и других объектов в качестве критериев распределения затрат по МВЗ и на технологические нужды могут также использоваться показатели, характеризующие объем соответствующих услуг в натуральном измерении - электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи, количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие. При этом для распределения по видам услуг затрат структурного подразделения, полученных по объектам, выделения расходов по технологическим (рабочим) зонам и служебным помещениям на конкретном объекте используются критерии распределения - площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования (площадей, оборудования, технических средств, систем и т.п.); прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численность структурных подразделений; прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численность персонала субъекта регулирования в целом;
для распределения по видам услуг затрат структурных подразделений производственного персонала по детализированным КСР, кроме КСР на заработную плату могут также использоваться такие критерии распределения, как прямые затраты на заработную плату или численность структурных подразделений;
для распределения по видам услуг затрат структурных подразделений административно-управленческого персонала используются такие критерии распределения, как трудоемкость (чел. х ч, в относительном измерении, в процентах), прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численность персонала субъекта регулирования в целом;
2) расходы на отчисления на социальные нужды (по видам отчислений) могут распределяться по расходам на оплату труда соответствующих структурных подразделений или всего персонала субъекта регулирования в целом;
3) расходы на амортизацию самолетов, вертолетов и авиационных двигателей (далее - СВАД) в полном объеме относятся на нерегулируемые услуги;
расходы на амортизацию наземных основных производственных фондов (ОПФ) могут распределяться по площади (м 2); объему помещений (м 3); времени (коэффициенту) использования; объему услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи, количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие); затратам на оплату труда или численности структурных подразделений, затратам на оплату труда или численности персонала субъекта регулирования в целом; прямым затратам по видам услуг;
расходы на амортизацию нематериальных активов могут распределяться по затратам на оплату труда или численности структурных подразделений, затратам на оплату труда или численность персонала субъекта регулирования в целом, прямым затратам по видам услуг, другим показателям в соответствии с их функциональным назначением.
Для распределения по рабочим зонам, служебным помещениям и/или видам услуг затрат на амортизацию зданий, сооружений, отдельно стоящих объектов, искусственных покрытий и земельных участков, других объектов наземных ОПФ могут использоваться такие критерии распределения, как площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования.
Для распределения по видам услуг затрат по служебным помещениям структурных подразделений, объектам общего назначения, их оборудованию могут также использоваться такие критерии распределения, как затраты на оплату труда или численность структурных подразделений, затраты на оплату труда или численность персонала субъекта регулирования в целом, прямые затраты по видам услуг и другие.
Для распределения по МВЗ, на технологические нужды и/или видам услуг затрат на амортизацию комплексов технических средств, систем, оборудования, других объектов наземных ОПФ, связанных с электро-, светотехническим обеспечением объектов производства, тепло-, санитарно-техническим обеспечением, обеспечением горюче-смазочными и другими материалами, обеспечением связи, техническим обслуживанием, эксплуатацией и содержанием соответствующего оборудования, технических средств и систем в качестве критериев распределения могут использоваться также показатели, характеризующие объем соответствующих услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи и другие).
Для распределения по МВЗ и/или видам услуг затрат на амортизацию передвижных технических средств (спецавтотранспорта), технических средств и систем, других объектов, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и содержанием передвижных технических средств, могут также использоваться показатели, характеризующие объем соответствующих услуг в натуральном измерении (количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие). При этом для распределения по видам услуг затрат, полученных по МВЗ, выделения расходов по технологическим (рабочим) зонам и служебным помещениям на конкретном объекте в качестве критериев распределения могут также использоваться площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования; затраты на оплату труда или численность структурных подразделений; затраты на оплату труда или численность персонала субъекта регулирования в целом;
4) расходы на основные материалы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт СВАД в полном объеме относятся субъектом регулирования на нерегулируемые услуги;
5) прочие расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт СВАД также в полном объеме относятся на нерегулируемые услуги;
6) в качестве критериев распределения расходов на содержание наземных ОПФ могут использоваться амортизация или балансовая стоимость соответствующих ОПФ; площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования; объем услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи и другие, количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие); затраты на оплату труда или численность структурных подразделений, затраты на оплату труда или численность персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг.
Критерии распределения определяются субъектами регулирования по детализированным КСР и/или каждому МВЗ отдельно на основании следующих принципов:
для распределения затрат по МВЗ, рабочим зонам, служебным помещениям и/или видам услуг в общем случае могут использоваться такие критерии распределения, как амортизация или балансовая стоимость соответствующих ОПФ; площадь (м 3); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования;
для распределения по МВЗ, рабочим зонам, служебным помещениям, на технологические нужды и/или видам услуг затрат на электроэнергию, тепловую энергию и водообеспечение, техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования могут также использоваться показатели, характеризующие объем соответствующих услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт х час), водообеспечение (м 3), теплообеспечение (Гкал), количество горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи и другие);
для распределения по МВЗ, рабочим зонам и/или видам услуг затрат по техническому обслуживанию и эксплуатации спецавтотранспорта могут также использоваться показатели, характеризующие объем соответствующих услуг в натуральном измерении (количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие);
для распределения по видам услуг затрат по служебным помещениям структурных подразделений, объектам общего назначения могут также использоваться такие критерии распределения, как затраты на оплату труда или численность структурных подразделений, затраты на оплату труда или численность персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг;
7) в качестве критериев распределения расходов на ремонт наземных ОПФ могут использоваться критерии распределения, аналогичные предусмотренным по статье "Содержание наземных ОПФ";
8) в качестве критериев распределения расходов на аренду и услуги сторонних организаций субъектом регулирования могут использоваться такие, как площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования; объем услуг в натуральном измерении (количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи и другие); затраты на оплату труда или численность структурных подразделений или персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг.
Для распределения по рабочим зонам, служебным помещениям и/или видам услуг затрат на оплату аренды объектов наземных ОПФ (зданий, сооружений, оборудования, земельных участков и т.д.) могут использоваться такие критерии распределения, как площадь (м 2); объем помещений (м 3); время (коэффициент) использования; затраты на оплату труда или численность структурных подразделений или персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг и другие.
Для распределения по МВЗ и/или видам услуг затрат на аренду каналов связи и услуги связи, прочие услуги могут использоваться такие критерии распределения, как объем потребляемых услуг в натуральном измерении (количество абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи и другие); затраты на оплату труда или численность структурных подразделений или персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг;
9) в качестве критериев распределения расходов на подготовку и переподготовку кадров могут использоваться затраты на оплату труда, численность структурных подразделений или персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг;
10) расходы на страхование могут распределяться по таким критериям, как амортизация или балансовая стоимость соответствующих ОПФ; затраты на оплату труда, численность структурных подразделений или персонала субъекта регулирования в целом; прямые затраты по видам услуг;
11) при распределении прочих производственных расходов расходы целевого функционального назначения относятся на конкретный вид услуг или распределяются с использованием критериев, предусмотренных выше; расходы общего назначения могут распределяться также с использованием таких критериев, как расходы на оплату труда, или численность всего персонала субъекта регулирования в целом, прямые затраты или выручка по видам услуг;
12) для распределения общехозяйственных расходов используются походы к распределению затрат и критерии распределения, аналогичные предусмотренным по статье "Прочие производственные расходы".
Расходы на покупную стоимость реализованных товаров, не учтенные в составе перечисленных выше статей затрат, в полном объеме относятся на нерегулируемые услуги.
Субъекты регулирования, предоставляющие коммунальные услуги сторонним потребителям (организациям, населенным пунктам), выделяют затраты, связанные с их предоставлением, на нерегулируемые услуги и распределяют данные затраты по видам регулируемых услуг с использованием в качестве критериев распределения соответствующих показателей в натуральном измерении, установленных по видам коммунальных услуг (объему предоставленной электроэнергии, водообеспечения, отопления и т.п.).
При распределении расходов по видам услуг в качестве критериев распределения могут также использоваться показатели, характеризующие объем регулируемых услуг субъекта регулирования (используемые для расчета соответствующих ставок сборов и тарифов), исчисленные в установленном порядке, с учетом установленных коэффициентов и льгот, по отчетным данным для потребителей и иностранных эксплуатантов (время стоянки (в пределах нормативов и льгот и сверх установленных нормативов и льгот) воздушных судов (самолето-сутки х м. кв., самолето-сутки х пр. тонн взл. массы); суммарная приведенная максимальная взлетная масса воздушных судов (пр. тонн взл. массы); объем хранения авиационного топлива (тонн х сутки) собственного и сторонних потребителей; количество пассажиров (пр. пасс.), грузов и почты (кг) и другие).
Рекомендуемые критерии распределения по отдельным основным составляющим затрат субъектов регулирования приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку.
3.7.13. В целях реализации раздельного учета расходов субъект регулирования устанавливает по детализированным КСР и МВЗ критерии распределения соответствующих затрат и порядок их определения.
По критериям распределения, в качестве которых используются показатели, подлежащие учету или расчету в натуральном измерении (объем электроэнергии, водообеспечения, теплообеспечения, площади зданий, помещений, количество машино-часов, трудоемкость и другие), структурным подразделением по экономическим вопросам совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений субъекта регулирования устанавливается порядок учета или расчета таких показателей, при необходимости вносятся изменения в должностные инструкции соответствующего персонала, иные документы субъекта регулирования. Объем потребляемой электроэнергии по объектам (зонам, помещениям и т. п.) и/или структурным подразделениям определяется на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии, информационно-измерительных систем, по паспортному потреблению электроэнергии и времени использования соответствующего оборудования, технических средств и систем, по площади технологических зон, служебных помещений и/или на другой основе; объемы водообеспечения - по нормам водопотребления по персоналу и на технологические нужды, по численности персонала, площади технологических зон, служебных помещений и/или на другой основе; объемы теплообеспечения - на основе норм и нормативов потребления, площади или объема помещений и т. д.
По критериям распределения, в качестве которых используются показатели, не подлежащие учету или расчету в натуральном измерении, устанавливаемые в относительном измерении или в процентах (трудоемкость выполнения услуг, время (степень) использования ОПФ и другие), структурным подразделением по экономическим вопросам совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений субъекта регулирования устанавливается порядок формирования соответствующих данных, при необходимости вносятся изменения в должностные инструкции соответствующего персонала, иные документы субъекта регулирования.
Пункт 3.7.14 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
3.7.14. Результаты проведенных расчетов для распределения расходов по детализированному перечню КСР и МВЗ обобщаются субъектами регулирования по форме таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку путем выборки соответствующих данных по укрупненному перечню КСР и видам услуг.
При наличии в составе субъекта регулирования двух и более аэропортов расходы по регулируемым услугам представляются по каждому аэропорту, входящему в состав субъекта регулирования, отдельно в дополнительных таблицах, которые формируются субъектом регулирования самостоятельно в соответствии с таблицей "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
При наличии в аэропорту субъекта регулирования двух и более аэровокзальных комплексов (пассажирских зданий) расходы по регулируемым услугам "предоставление аэровокзального комплекса" и "обслуживание пассажиров" представляются по каждому аэровокзальному комплексу (пассажирскому зданию) аэропорта отдельно в дополнительных таблицах, обеспечивающих соответствующую детализацию данных по указанным услугам таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, которые формируются субъектом регулирования самостоятельно.
Для международных аэропортов, в которых сбор за обеспечение авиационной безопасности для иностранных эксплуатантов устанавливается на каждого пассажира, на один килограмм груза, почты в таблице "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку вместо графы 6 "иностранные эксплуатанты" под общим подзаголовком выделяются графы 6а "пассажиры" и 6б "грузы, почта".
Детализация расходов на регулируемые услуги осуществляется субъектом регулирования в соответствии с формами таблиц согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в порядке, аналогичном составлению таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
В случае, если в состав субъекта регулирования входят удаленные (иногородние) или крупные подразделения (филиалы, группы подразделений), в (для) которых организован бухгалтерский учет своих расходов и объемов услуг, то таблица "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 и таблицы согласно приложению N 4 к настоящему Порядку составляются отдельно по каждому такому удаленному (крупному) подразделению (филиалу, группе подразделений) и по субъекту регулирования в целом. При этом косвенные затраты субъекта регулирования (базового подразделения), связанные с обеспечением, обслуживанием и управлением производством субъекта регулирования в целом, распределяются по регулируемым услугам аэропортов, входящих в состав субъекта регулирования, и нерегулируемым услугам по критериям распределения и в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта регулирования.
При формировании данных для таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку осуществляется также распределение по услугам прочих расходов, не относящихся по правилам бухгалтерского учета к обычной деятельности.
При наличии взаимосвязи между хозяйственной деятельностью по производству конкретных услуг с возникновением прочего расхода соответствующий расход в полном объеме относится на конкретный вид услуг или распределяется по конкретным видам услуг пропорционально расходам (доходам) по обычным видам деятельности или с использованием иного критерия, наиболее точно отражающего эту взаимосвязь.
Такое распределение может использоваться для составляющих прочих расходов (уплаченные проценты по кредитам и займам; списанная дебиторская и кредиторская задолженность; полученная государственная помощь (бюджетные субсидии) на целевое финансирование определенных видов деятельности; полученные и уплаченные неустойки по хозяйственным договорам и другие).
Прочие расходы, по которым отсутствуют основания для прямого отнесения на конкретные услуги, распределяются по услугам пропорционально доходам по обычным видам деятельности.
Полученные данные таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку используются субъектами регулирования для заполнения Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку путем выборки из них соответствующей информации.
Приложение дополнено пунктом 3.7.15 с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
IV. Раскрытие информации о результатах раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности
4.1. Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
4.2. При наличии у субъекта регулирования филиалов, осуществляющих регулируемую деятельность в разных аэропортах, Сводная ведомость результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку составляется по результатам раздельного учета по каждому филиалу, а также в целом по субъекту регулирования.
4.3. При заполнении Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку субъектом регулирования должно быть обеспечено соответствие показателей раздела 1 "Доходы, расходы и финансовый результат" одноименным показателям формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта регулирования (филиала субъекта регулирования).
4.4. Раздел 2 "Расшифровка доходов и расходов по регулируемым услугам аэропорта" Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку составляется отдельно по каждому аэропорту, входящему в состав субъекта регулирования (его филиала), при этом в заголовке формы раздела 2 указывается наименование аэропорта.
Пункт 4.5 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
4.5. Для международных аэропортов, в которых сбор за обеспечение авиационной безопасности для иностранных эксплуатантов устанавливается на каждого пассажира, на один килограмм груза, почты в разделе 2 Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку вместо графы 6 "иностранные эксплуатанты" под общим подзаголовком выделяются графы 6а "пассажиры" и 6б "грузы, почта".
Пункт 4.6 изменен с 1 марта 2025 г. - Приказ Минтранса России от 2 мая 2024 г. N 158
4.6. Для обоснования данных Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов регулирования естественных монополий в аэропортах субъектами регулирования предоставляется дополнительная информация по форме таблицы "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 и по формам таблиц согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, сформированные в соответствии с требованиями пункта 3.7.14 настоящего Порядка.
4.7. По запросу органов регулирования субъектами регулирования предоставляется также дополнительная информация, обеспечивающая раскрытие укрупненных КСР, предусмотренных таблицей "Расходы по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, по детализированному перечню КСР, МВЗ и критериям распределения соответствующих затрат (их наименованию и уровню), подготовленная субъектами регулирования по формам таблиц "Распределение расходов по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" и "Критерии распределения расходов по регулируемым и нерегулируемым услугам субъекта регулирования" приложения N 5 к настоящему Порядку, а также по другим формам, разработанным самостоятельно, с учетом объема и назначения запрашиваемой информации и требований органов регулирования.
4.8. В случае, если субъектом регулирования в рамках ведения раздельного учета доходов и расходов соответствующего отчетного периода распределение расходов по одной или нескольким группам расходов (статьям затрат) осуществляется на базе критериев распределения, предусмотренных настоящим Порядком, но отличных от используемых в предыдущем отчетном периоде, это требует отражения в пояснительной записке к Сводной ведомости результатов раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с обоснованием причин изменения системы показателей (критериев распределения) и оценкой экономических последствий от внесения указанных изменений в части динамики тарифной нагрузки на потребителей регулируемых услуг.