Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2012 г. N 03-03-05/6
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в части установления законами субъектов Российской Федерации пониженной ставки по налогу на прибыль организаций и налоговых льгот по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон и сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
При этом с учетом изменений, внесенных в статью 284 Кодекса Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2012 года размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.
Таким образом, с 1 января 2012 года субъект Российской Федерации вправе устанавливать для организаций - резидентов особой экономической зоны налоговую ставку налога на прибыль организаций в размере от 0 до 13,5 процентов.
2. Статьей 1 Кодекса установлено, что законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с Кодексом.
Налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 Кодекса).
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций, которые установлены статьей 381 Кодекса, применяются на всей территории Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Кодекса).
Следовательно, отсутствуют основания подтверждения (дублирования) налоговых льгот, установленных Кодексом, в законе субъекта Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 Кодекса, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Согласно пункту 22 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны.
На основании пункта 23 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Пунктом 14 статьи 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон Свердловской области N 35-ОЗ) освобождены от налогообложения организации - резиденты особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области, в отношении учитываемого на балансе таких организаций имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, в течение десяти последовательных лет, считая с месяца, в котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных средств.
Пунктом 1 статьи 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если, иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), согласно которому актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации регулируется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), согласно которому организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 29 Положения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 376 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Таким образом, при определении налоговой базы учитывается остаточная стоимость имущества, учтенная на балансе по состоянию на 1 число месяца, следующего за датой постановки на учет имущества в составе основных средств. Такой порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций применяется с даты введения в действие главы 30 Кодекса и по настоящее время.
Следовательно, при исчислении среднегодовой стоимости необлагаемого имущества как по статье 381 Кодекса, так и по статье 3 Закона Свердловской области N 35-ОЗ остаточная стоимость необлагаемого имущества, учтенного в бухгалтерском учете в составе основных средств в текущем месяце, включается в расчет по состоянию на 1 число месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2012 г. регионы вправе устанавливать для организаций - резидентов ОЭЗ ставку налога на прибыль.
Разъяснено, что ее размер может колебаться от 0 до 13,5%.
При определении налоговой базы учитывается остаточная стоимость имущества, учтенная на балансе по состоянию на 1 число месяца, следующего за датой постановки имущества на учет в составе основных средств.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2012 г. N 03-03-05/6
Текст письма официально опубликован не был