Стандарт финансового контроля СФК 4020
"Проведение контрольных мероприятий. Общие правила"
(утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 21 октября 2005 г. (пункт 9 протокола N 39 (456))
(в ред. решений Коллегии Счетной палаты РФ от 16 июня 2006 г., протокол N 22К (489); от 7 сентября 2007 г., протокол N 35К (553); от 28 декабря 2007 г., протокол N 59К (577))
См. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 2 апреля 2010 г. N 15К (717)
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации СФК 4020. "Проведение контрольных мероприятий. Общие правила"(далее - Стандарт), разработан в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, устанавливает единые требования и основные правила проведения контрольных мероприятий, которые инспекторы и другие сотрудники Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата), а также внешние специалисты, привлекаемые к проведению контрольных мероприятий, обязаны соблюдать.
В основных его положениях учтены ревизионные стандарты ИНТОСАИ, международные стандарты аудита и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в России.
Приведенные в приложении N 1 к Стандарту методические способы и приемы носят рекомендательный характер, их применение зависит от особенностей проводимых контрольных мероприятий и конкретных ситуаций.
1.2. Целью Стандарта является обеспечение качественного и методически правильного проведения контрольных мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение общих правил и процедур проведения контрольных мероприятий;
определение методических основ проведения контрольных мероприятий.
1.4. Особенности проведения контрольных мероприятий, связанные со спецификой предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения бюджетов, аудита эффективности, регламентируются другими, не противоречащими настоящему Стандарту документами, утвержденными Коллегией Счетной палаты.
2. Содержание контрольных мероприятий
2.1. Общие сведения о контрольных мероприятиях
2.1.1. Контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой, подразделяются на следующие группы:
а) в соответствии с основанием для их проведения:
- контрольные мероприятия по поручениям и обращениям, обязательным к включению в план работы Счетной палаты в соответствии с абзацем вторым статьи 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации";
- контрольные мероприятия по обращениям, обязательным для рассмотрения при формировании плана работы Счетной палаты в соответствии с абзацем третьим статьи 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации";
- контрольные мероприятия по обращениям, не обязательным для рассмотрения;
- контрольные мероприятия по инициативе Счетной палаты.
б) по отношению к контролю бюджетов и контролю использования государственной собственности:
- контрольные мероприятия в рамках контроля подготовки (составления) проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- контрольные мероприятия в рамках контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- контрольные мероприятия по проверке порядка учета распоряжения и эффективности использования государственной собственности;
- контрольные мероприятия по проверке правильности организации и проведения приватизации федеральных государственных предприятий и федерального имущества, выполнения условий их приватизации;
- иные мероприятия.
2.1.2. Контрольное мероприятие - это форма организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.
2.1.3. Целью проведения контрольных мероприятий Счетной палатой является определение законности и эффективности исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования государственной собственности.
2.1.4. Объектами контрольных мероприятий Счетной палаты являются все государственные органы и учреждения Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, предприятия и организации, банки, страховые компании, другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Объектами контрольных мероприятий также являются общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части их деятельности, связанной с получением, перечислением или использованием средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также с использованием предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
2.1.5. Предметом контрольных мероприятий Счетной палаты являются средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также федеральная собственность, деятельность по управлению и распоряжению ими.
2.1.6. По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.
Документальный контроль обеспечивает проверку финансовых и хозяйственных операций по первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетности, нормативной и другой документации.
Фактический контроль состоит в установлении реального состояния объекта контроля. Фактический контроль обеспечивает проверку итогов выполнения государственных программ, положения дел в той или иной организации, содержания ее работы, состояния материальных и денежных средств, результатов произведенных работ и оказанных услуг.
2.1.7. В зависимости от повторяемости и решения определенных задач контрольные мероприятия делятся на первичные, повторные и дополнительные. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с планом работы Счетной палаты на очередной год, включаются в план работы только по решениям Коллегии Счетной палаты.
Первичные контрольные мероприятия проводятся составом инспекторов, указанным в первоначальных распоряжениях о проведении мероприятий. Повторные контрольные мероприятия проводятся для проверки полноты выполнения представлений и предписаний Счетной палаты.
При необходимости в ходе проведения контрольных мероприятий допускается изменение состава инспекторов.
Дополнительные контрольные мероприятия проводятся в случаях, когда Коллегией Счетной палаты принимается решение о том, что отчет о результатах мероприятия следует считать промежуточным, а мероприятие продолжить. На проведение дополнительного углубленного контрольного мероприятия утверждается программа. При этом состав инспекторов может быть изменен при наличии соответствующего решения Коллегии Счетной палаты.
2.1.8. Счетной палатой могут проводиться совместные и параллельные контрольные мероприятия в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии с государственными органами, контрольно-счетными органами Российской Федерации, а также с органами финансового контроля зарубежных стран.
Особенности порядка проведения указанных контрольных мероприятий регламентируются соответствующими документами, утвержденными Коллегией Счетной палаты.
2.1.9. Общие правила проведения ревизий и проверок регламентируются настоящим стандартом.
Особенности проведения финансового аудита и аудита эффективности регламентируются другими стандартами.
2.2. Содержание ревизий
2.2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных процедур по документальному и фактическому контролю совершенных финансовых и хозяйственных операций ревизуемой организации за определенный период, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также деятельности объекта контроля в целом на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
2.2.2. В целях составления реальных планов проведения ревизий, расчета необходимого для этого времени ревизии подразделяются по определенным классификационным признакам:
по степени охвата данных финансово-хозяйственных операций - сплошные, выборочные и комбинированные;
по полноте охвата деятельности ревизуемого объекта, в зависимости от целенаправленности и круга вопросов, подлежащих проверке, - тематические, комплексные;
по кругу вопросов, подлежащих проверке, и звенности ревизуемых объектов - сквозные и локальные.
2.2.3. Сплошная ревизия проводится по всем документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражена финансовая и хозяйственная деятельность.
Выборочная ревизия - это ревизия, при которой проверке подвергаются какой-либо один вид операций или период наиболее интенсивной деятельности, например, кассовые операции, последний месяц квартала, IV квартал.
При комбинированной ревизии отдельные участки деятельности проверяемой организации подвергаются сплошной проверке, другие - выборочной. При выявлении в ходе выборочной ревизии злоупотреблений, нарушений и недостатков осуществляется переход к сплошному методу проверки ревизуемого участка.
Тематическая ревизия проводится для получения общей характеристики состояния дел по отдельным вопросам (темам) не только ревизуемой организации, но и других типичных организаций, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по проверяемым вопросам (темам).
Комплексная ревизия представляет собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности организации,
При сквозных ревизиях проверяются органы государственной власти и управления, их структурные подразделения, акционерные общества и другие организации с подчиненными им филиалами и представительствами.
Локальные ревизии проводятся в одной организации.
2.3. Содержание проверок
2.3.1. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дела на определенном участке проверяемой организации.
2.3.2. В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральные проверки - проверки, проводимые по месту нахождения контролирующего органа на основе документов, представленных объектом контроля. Данные их результатов используются при проведении выездных проверок.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемого объекта.
2.3.3. Виды проверок определяются количеством проверяемых объектов, поставленных целей, предметом проверки и объемом проверяемых вопросов, утверждаемых в программе контрольного мероприятия, и в зависимости от этого подразделяются на выборочные, разовые, комплексные и тематические.
Выборочные проверки предусматривают обследования положения дел на одном или нескольких объектах проверки при невозможности сплошной проверки всех объектов.
Разовые проверки имеют целью изучить отдельный вопрос или убедиться в достоверности той или иной информации, поступившей в Счетную палату.
Комплексные проверки - проверки, проводимые с целью одновременного изучения некоторой совокупности взаимосвязанных между собой вопросов.
Проверки тематические (целевые) - это проверки, заключающиеся в изучении и анализе деятельности проверяемых организаций по отдельным направлениям или вопросам, с преимущественным использованием приемов выборочного документального контроля.
3. Проведение контрольных мероприятий
3.1. Состав контрольных мероприятий
3.1.1. Процесс проведения контрольных мероприятий Счетной палаты включает в себя три составляющих:
1) оценка достоверности исходных данных контроля, в том числе состояния бухгалтерского учета и отчетности проверяемого объекта, результатов аудиторских проверок и (или) внутреннего контроля на объекте. Оценка состояния нормативно-методической базы проверяемой деятельности. Определение выборки операций, подлежащей (полной) проверке;
2) выявление нарушений и недостатков и их последствий, обоснованности проектируемых показателей с точным и полным фиксированием в рабочей документации для последующего отражения в акте ревизии или проверки:
- всех видов нарушений, недостатков, случаев ущерба государству;
- нарушенных норм с указанием конкретных статей (пунктов) законов и иных нормативных правовых актов по каждому нарушению;
- сумм финансовых нарушений и оценку ущерба государству в валюте Российской Федерации (в случае пересчета - с указанием методики пересчета) по каждому выявленному случаю;
- видов государственных средств, объектов государственной собственности, в отношении которых совершено нарушение и (или) причинен ущерб (для средств бюджетной системы - указание вида и года бюджета, расшифровка по показателям бюджетной классификации);
- ФИО и должностей лиц, совершивших (допустивших) нарушения, руководителей проверяемых организаций и должностных лиц Федерального казначейства в случаях, предусмотренных статьей 278 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- оценки действий (бездействия) должностных лиц в отношении выявленных недостатков и нарушений.
3) оценки формирования и использования финансовых средств проверяемым объектом на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки (доли нарушений и (или) ущерба в сумме проверенных средств (объеме проверенных операций), ее анализа, а также причин выявленных нарушений и недостатков.
3.2. Организационные основы проведения контрольных мероприятий
3.2.1. Общую организацию контрольного мероприятия осуществляет член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение.
Контрольное мероприятие проводится под непосредственным руководством руководителя контрольного мероприятия. Если контрольное мероприятие проводится на нескольких объектах одновременно, то руководство проведением проверок на отдельных объектах осуществляется руководителями группы инспекторов.
3.2.2. При проведении контрольного мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов Счетной палаты, руководство инспекторскими группами по направлениям деятельности осуществляют инспекторы, определенные соответствующими аудиторами Счетной палаты.
Общее руководство и координацию действий непосредственно на объектах проверки осуществляют руководитель контрольного мероприятия, руководители группы инспекторов на объектах, определенных единой программой и распоряжением Счетной палаты о проведении мероприятия.
3.2.3. Руководству проверяемого объекта (при сквозных ревизиях или проверках - руководству головного объекта) до выезда группы инспекторов по решению члена Коллегии Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, направляется уведомление о предстоящей ревизии или проверке. В уведомлении указываются основание для проведения контрольного мероприятия, тема и сроки его проведения, состав группы инспекторов и предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
К уведомлению прилагается утвержденная программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду группы инспекторов, а также специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Образец формы уведомления приведен в приложении N 2.
3.2.4. При прибытии инспекторов на объект контроля проводится их встреча с должностными лицами объекта контроля, на которой руководитель контрольного мероприятия (группы инспекторов) осуществляет следующие действия:
а) предъявляет удостоверение на право проведения контрольного мероприятия;
б) информирует о целях и сроках проведения контрольного мероприятия непосредственно на объекте контроля и знакомит с программой контрольного мероприятия;
в) представляет состав группы инспекторов, участвующих в контрольном мероприятии на данном объекте контроля, а также конкретные вопросы (объекты), которые предписано проверять представляемым инспекторам в соответствии с программой и распоряжением о проведении контрольного мероприятия;
г) согласовывает распорядок работы группы инспекторов с учетом служебного распорядка проверяемой организации, времени работы с документами, содержащими государственную тайну (при необходимости), порядок и время прибытия и убытия инспекторов с объекта контроля, а также иные организационные вопросы проведения контрольного мероприятия.
3.2.5. В процессе проведения контрольного мероприятия инспекторам Счетной палаты следует уточнить информацию, полученную от объекта контроля в соответствии с ранее присланными на объект контроля вопросами (если они высыпались). Кроме того, руководитель контрольного мероприятия обязан обеспечить предоставление для инспекторов новых сведений, значимых для контрольного мероприятия, и обмен получаемыми в процессе контроля данными между участниками проверки.
В случае если при работе непосредственно на объекте контроля необходимо получить информацию в соответствии с вопросами проверки, руководитель контрольного мероприятия или руководитель группы инспекторов направляют руководству данного объекта или других объектов контроля, включенных в программу контрольного мероприятия, запрос о предоставлении соответствующей информации.
Образец формы запроса приведен в приложении N 17.
3.2.6. Полученные сведения, собранные доказательства о состоянии предмета контроля отражаются инспекторами в рабочей документации и должны содержать достаточный объем информации для подготовки и написания акта проверки и отчета по результатам контрольного мероприятия, а также для предоставления возможности другим инспекторам, дополнительно привлеченным к данному контрольному мероприятию, подтвердить ранее сделанные важные заключения и мнения.
3.2.7. При проведении контрольного мероприятия в соответствии со стандартами, утвержденными в установленном порядке, следует учитывать приемлемый уровень существенности контроля, то есть определять те пороговые значения или точки отсчета, начиная с которых недостатки, неточности, нарушения, выявленные в деятельности проверяемого объекта, способны оказать существенное влияние на его финансовое состояние и выводы по результатам проверки.
3.2.8. При наличии в программе контрольного мероприятия вопросов проверки операций с хозяйствующими субъектами, являющимися аффилированными лицами проверяемого объекта, инспектор осуществляет такую проверку в соответствии с соответствующим стандартом.
3.3. Проверка соблюдения нормативных правовых актов
3.3.1. При проведении контрольного мероприятия инспектор обязан установить соответствие совершенных проверяемым объектом финансовых и хозяйственных операций действующим в Российской Федерации законам и иным нормативным правовым актам.
3.3.2. При проверке соблюдения законов и иных нормативных правовых актов инспектор должен установить:
обеспечивается ли соблюдение их требований при использовании бюджетных средств, распоряжении и управлении государственной собственностью;
обеспечивается ли соблюдение налогового, таможенного и банковского законодательства Российской Федерации;
утверждены ли установленным порядком учетная политика организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал проверяемого объекта при несоблюдении требований законов и иных нормативных правовых актов;
обеспечивается ли персонал проверяемого объекта необходимыми документами.
3.3.3. Инспектор должен иметь в виду, что при проведении контрольного мероприятия существует вероятность необнаружения фактов невыполнения требований законов и иных нормативных правовых актов, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена. Такая вероятность значительно возрастает при наличии следующих факторов:
значительного количества законов и иных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому объекту, но не учитываемых и (или) не применяемых должностными лицами объекта;
непродолжительных периодов времени между изменением регулирования каких либо вопросов или сфер деятельности;
несогласованности между законами и иными нормативными правовыми актами.
3.4. Действия инспекторов при обнаружении нарушений и недостатков, создании препятствий для проведения контрольных мероприятий
3.4.1. При проверке соблюдения руководством проверяемого объекта требований законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществлении других контрольных процедур инспектор должен планировать и проводить контроль, допуская, что в финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта не исключены существенные финансовые и другие нарушения и недостатки.
3.4.2. Нарушением является деяние (действие или бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4.3. Недостаток не является нарушением законодательства, а является ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и (или) с меньшими затратами (в тех условиях, которые имели место на момент совершения), когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использованию государственных средств были использованы.
3.4.4. При обнаружении инспектором фактов невыполнения проверяемым объектом требований законов и иных нормативных правовых актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как влияют выявленные нарушения на результаты финансовой и хозяйственной деятельности.
3.4.5. При выявлении фактов нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов инспектор обязан сделать следующее:
составить протокол об административном правонарушении в случаях, указанных в пункте 3.4.10 настоящего Стандарта;
отразить нарушения в своей рабочей документации для последующего включения в акт;
сообщить руководству проверяемого объекта о замеченных нарушениях и предложить принять меры к их устранению.
3.4.6. При выявлении нарушений и недостатков, в отношении которых Классификатором нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля, предусмотрена возможность наличия ущерба государству, инспектор должен проверить наличие или отсутствие соответствующего вида ущерба государству.
3.4.7. Анализируя причинно-следственные связи выявленных нарушений, недостатков и их последствий, инспектор определяет причины возникновения этих нарушений и недостатков, вид и размер ущерба государству (при его наличии) и возможные меры для устранения нарушений и возмещения ущерба, в том числе и усилиями проверяемой организации и вышестоящего органа.
3.4.8. Обнаружив условия или события, повышающие вероятность наличия нарушений и недостатков, инспектор должен разработать и провести такие контрольные процедуры, которые позволят с достаточной степенью уверенности обнаружить все допущенные нарушения и недостатки. Примеры таких условий или событий приведены в приложении N 3.
Вместе с тем вероятность не обнаружения нарушений и недостатков остается. Последующее их обнаружение само по себе не значит, что инспектор не придерживался основных принципов и необходимых процедур контроля. При оценке качества контроля факт соблюдения инспектором этих принципов и процедур устанавливается на основании того, адекватны ли проведенные контрольные процедуры обстоятельствам и проверяемой ситуации.
Данный вопрос регламентируется отдельным стандартом, утвержденным установленным порядком.
3.4.9. При выявлении нарушений, препятствующих дальнейшей проверке, таких как уклонение руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, инспекторы осуществляют следующие действия:
оформляют в двух экземплярах акт об отсутствии бухгалтерского учета на объекте контроля, один из которых вручают под роспись должностным лицам объекта контроля;
в случае отказа должностных лиц объекта контроля от получения указанного акта делают в нем соответствующую запись;
приостанавливают проведение контрольного мероприятия на данном объекте контроля.
Руководитель контрольного мероприятия (группы инспекторов) в письменном виде доводит информацию о выявлении указанных нарушений до начальника соответствующей инспекции, который доводит эту информацию до аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение контрольного мероприятия, для принятия решения.
В случае невозможности немедленного письменного доклада аудитору руководитель контрольного мероприятия информирует его о выявленных нарушениях по средствам оперативной связи с последующим письменным докладом и действует в соответствии с указаниями аудитора Счетной палаты.
Образец формы акта об отсутствии бухгалтерского учета на объекте контроля приведен в приложении N 4.
3.4.10. В случае выявления фактов несвоевременного перечисления средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, нецелевого использования бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (статьи 5.21, 15.14, 15.15, 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) инспектор, проводящий контрольное мероприятие, вправе оформить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью пятой статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Форма протокола приведена в приложении N 5.
3.4.11. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.4.12. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию инспектора, осуществляющего проведение контрольного мероприятия, воспрепятствование осуществлению им служебных обязанностей, при невыполнении в установленный срок предписания Счетной палаты об устранении нарушений законодательства, непринятия мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (статьи 19.4 часть 1, 19.5 часть 1, 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), также составляется протокол об административном правонарушении в срок, указанный в пункте 3.4.11 настоящего Стандарта. Форма протокола приведена в приложении N 6.
3.4.13. Протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со статьей 5.21, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения правонарушителя в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со статьями 15.14, 15.15, 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение суток с момента его составления направляется руководителю территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3.4.14. В случае обнаружения при проведении контрольного мероприятия признаков подделок, подлогов, растрат, хищений и других злоупотреблений при расходовании государственных средств и (или) использовании государственной собственности, инспектор производит изъятие необходимых документов и составляет в двух экземплярах акт изъятия документов с приложением к нему описи изъятых документов, в которой указываются наименования и количество изъятых документов. Один экземпляр акта передается руководителю объекта контроля.
Изъятие документов осуществляется при возможности в присутствии лиц, у которых они изымаются, в делах объекта контроля оставляется акт изъятия и копии или опись изъятых документов. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету контрольного мероприятия.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля от ознакомления и подписания акта изъятия документов инспекторы делают в акте соответствующую запись.
Изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядком.
Один экземпляр акта изъятия, подписанного руководителем группы и инспектором, вместе с копиями изъятых и ими заверенных документов или описью изъятых документов, передается руководителю или иному должностному лицу объекта контроля для ознакомления и подписания. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов инспектор передает их указанным лицам в течение 3 дней после изъятия.
Образец формы акта изъятия документов приведен в приложении N 7.
3.4.15. При выявлении нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий, инспекторы осуществляют следующие действия:
незамедлительно оформляют в двух экземплярах акт по выявленным нарушениям и вручают один экземпляр акта должностным лицам объекта контроля;
требуют от должностных лиц объекта контроля письменного объяснения по выявленным нарушениям;
в письменном виде доводят информацию о выявленных нарушениях до руководителя контрольного мероприятия, который доводит эту информацию до начальника соответствующей инспекции. Начальник инспекции информирует об этом директора департамента и (или) аудитора Счетной палаты с целью принятия срочных мер для пресечения противоправных действий, включая обращение в правоохранительные органы;
в случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по выявленным нарушениям, непринятия ими незамедлительных мер по пресечению противоправных действий, а также в случае отказа от получения экземпляра указанного акта делают в акте соответствующие записи;
в течение суток с момента составления направляют экземпляр указанного акта директору департамента или (и) аудитору Счетной палаты, ответственному за исполнение контрольного мероприятия.
Образец формы акта по выявленным нарушениям, требующим принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий приведен в приложении N 8. (прилагается).
3.4.16. При выявлении фактов нарушений инспектор определяет участие в их совершении должностных лиц проверяемого объекта. При получении достаточных и весомых доказательств, необходимых для того, чтобы определить, имели ли место такие нарушения, инспектор может столкнуться с противодействием со стороны руководства контролируемого объекта. При таких обстоятельствах инспектору следует доложить руководителю контрольного мероприятия (группы инспекторов) о факте противодействия.
Сам факт противодействия инспектору следует расценивать как косвенное подтверждение наличия существенных необнаруженных нарушений. Работа инспектора по их выявлению должна быть продолжена. В случае необходимости инспектор опечатывает кассы, кассовые или служебные помещения, склады, архивы. Образец формы акта по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов приведен в приложении N 9.
3.4.17. Если в ходе проведения контрольного мероприятия возникает ситуация, когда инспектору, предъявившему удостоверение на право проведения контрольного мероприятия, должностным лицом проверяемого объекта отказано в допуске на проверяемый объект, в предоставлении необходимой для проверки информации, а также в случае задержки с ее предоставлением инспектор доводит до сведения должностного лица и руководителя проверяемого объекта содержание статей 13, 26 и 27 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" и статьи 287 Уголовного кодекса Российской Федерации и составляет протокол об административном правонарушении (в соответствии с частью 1 статьи 19.4), а также акт об отказе в допуске на объект или в предоставлении информации с указанием даты, времени, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах и подписывается руководителем группы (инспектором). Один экземпляр акта передается под расписку руководителю проверяемого объекта или вышестоящему должностному лицу.
Если в течение суток после передачи акта требования руководителя группы (инспектора) не выполняются, он обязан незамедлительно доложить о происшедшем руководителю контрольного мероприятия, который сообщает аудитору Счетной палаты, ответственному за проведение данного контрольного мероприятия, и направляет ему соответствующий акт.
В случае отсутствия возможности передачи экземпляра акта руководителю проверяемого объекта руководитель контрольного мероприятия докладывает об этом аудитору Счетной палаты.
Аудитор Счетной палаты должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допустивших противоправные действия, и обеспечить условия для выполнения программы контрольного мероприятия. В этом случае может быть оформлено предписание Счетной палаты в соответствии с пунктом 3.4.19 настоящего Стандарта.
Образцы формы актов по факту отказа в допуске на объект и непредставления необходимой для контрольного мероприятия информации приведены в приложениях N 10 и 11.
3.4.18. В случае выявления в ходе контрольного мероприятия на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, руководитель контрольного мероприятия или инспектор Счетной палаты составляет акт по выявленным нарушениям в двух экземплярах. Один экземпляр акта передает под расписку руководителю проверяемого объекта и предлагает принять незамедлительные меры по пресечению противоправных действий.
Образец оформления акта Счетной палаты по факту выявленных нарушений приведен в приложении N 8.
В случае если указанное должностное лицо отказывается от принятия мер по устранению выявленных нарушений или не принимает мер в согласованные сроки руководитель контрольного мероприятия или инспектор Счетной палаты в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" подготавливает и представляет аудитору Счетной палаты проект предписания Счетной палаты.
Предписание Счетной палаты по фактам выявленных нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, должно содержать:
исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контроля и проверяемый период деятельности при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия);
нарушения, выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия, которые наносят государству прямой непосредственный ущерб, с указанием статей законов и (или) пунктов иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
оценку ущерба, причиненного федеральному бюджету, бюджетам государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности по вскрытым фактам нарушений;
требование о безотлагательном пресечении и незамедлительном устранении выявленных нарушений и принятии мер по возмещению ущерба;
срок исполнения предписания Счетной палаты.
Образец оформления предписания Счетной палаты о выявленных нарушениях, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, приведен в приложении N 18.
3.4.19. В случае создания препятствий для проведения контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия или инспектор Счетной палаты в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" подготавливает и представляет аудитору Счетной палаты проект предписания Счетной палаты.
Предписание Счетной палаты должно содержать:
исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, а также наименование объекта контроля и проверяемый период деятельности при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия);
конкретные факты создания препятствий для проведения контрольного мероприятия;
требование незамедлительного устранения указанных препятствий для проведения контрольного мероприятия;
требование о принятии мер в отношении должностных лиц проверяемой организации, препятствующих работе руководителя группы (инспектора) Счетной палаты;
срок исполнения предписания Счетной палаты.
Образец оформления предписания Счетной палаты по факту создания препятствий для проведения контрольного мероприятия приведен в приложении N 19.
3.4.20. Предписания Счетной палаты администрациям проверяемых предприятий, учреждений и организаций подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
Проекты предписаний Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства Российской Федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносятся на ближайшее заседание Коллегии Счетной палаты аудитором Счетной палаты, ответственным за проведение контрольного мероприятия, или Председателем Счетной палаты либо заместителем Председателя Счетной палаты, если они осуществляли непосредственное руководство проведением данного контрольного мероприятия. Предписания Счетной палаты в адрес перечисленных руководителей принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
3.5. Использование результатов внутреннего контроля
3.5.1. Предварительную информацию о наличии и результатах внутреннего контроля проверяемого объекта инспекторы Счетной палаты получают на этапе планирования контрольного мероприятия. В ходе проведения проверки непосредственно на объекте оценивается состояние внутреннего контроля на предмет возможности использования его результатов в целях проверки.
3.5.2. Сведения о состоянии внутреннего контроля в организации фиксируются инспектором в своих рабочих документах.
Существенные недостатки системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе контрольного мероприятия, а также рекомендации по их устранению следует отражать в акте и отчете по результатам контрольного мероприятия.
Если обнаруженные недостатки внутреннего контроля не являются существенными для включения их в акт контрольного мероприятия, о них следует сообщить соответствующему руководителю, ответственному за организацию такого контроля.
3.6. Взаимоотношения с должностными лицами объекта контроля
3.6.1. Инспекторы осуществляют контакты с должностными лицами объекта контроля только при выполнении заданий, определенных программой и рабочим планом проведения проверки, осуществлении процедур, установленных соответствующими стандартами государственного финансового контроля, утвержденными в Счетной палате, а также для решения вопросов, возникающих в процессе проведения контрольного мероприятия непосредственно на объекте контроля и оформлении его результатов, в частности:
при прибытии инспекторов на объект контроля;
при уточнении ранее полученной информации;
при получении запрошенной информации (документации);
при уточнении информации по вопросам программы контрольного мероприятия, полученной в ходе проведения контрольного мероприятия;
при отказе должностных лиц объекта контроля в допуске инспекторов на проверяемый объект, непредставлении, несвоевременном представлении, представлении не в полном объеме или ложной информации и (или) документации, а также невыполнении должностными лицами объекта контроля иных законных требований инспекторов;
при выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений и недостатков или при изъятии документов;
при представлении для ознакомления и подписания актов по результатам проверки на отдельных объектах и контрольного мероприятия в целом.
3.6.2. Инспектор Счетной палаты в своей деятельности должен руководствоваться нормами поведения, изложенными в Этическом кодексе сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации. При общении с руководством и должностными лицами проверяемого объекта инспектору следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
3.6.3. Основой для изложения инспектором результатов контрольного мероприятия должен быть достаточный объем необходимой информации. Инспектор не должен допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на него давление могли сказаться на общении с руководством проверяемого объекта и, следовательно, на объективности изложения выявленных им фактов нарушений.
3.6.4. Инспектор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от руководства проверяемого объекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с проверяемым объектом.
Инспектор обязан обеспечить сохранность ставших ему известными сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, как в процессе проведения контрольных мероприятий, так и по их завершению.
3.6.5. Служебные контакты инспекторов с должностными лицами объекта контроля осуществляются, с учетом их прав и обязанностей, установленных в должностных регламентах и в пределах полномочий, регламентируемых нормативными и служебными документами Счетной палаты.
3.6.6. Целью общения инспекторов с руководством проверяемого объекта являются оптимизация контрольных процедур и обеспечение достижения целей контроля с максимально возможной эффективностью. Во время контроля с руководством проверяемого объекта обсуждаются:
вопросы получения доказательств;
вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
вопросы использования работы экспертов;
организационные вопросы, связанные с проведением контроля;
вопросы устранения выявленных нарушений и недостатков, принятия мер по возмещению причиненного ущерба;
другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением контроля.
3.6.7. На заключительной стадии контроля с руководством проверяемого объекта обсуждаются:
проблемы, с которыми столкнулся инспектор в ходе контроля;
нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
результаты контроля использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственной собственности;
порядок реализации результатов контрольного мероприятия;
другие вопросы, связанные с окончанием проверки.
3.7. Составление и оформление рабочей документации
3.7.1. Рабочая документация представляет собой документы и иные материалы на бумажных и электронных носителях, получаемые инспекторами от должностных лиц объекта контроля и третьих лиц, а также подготавливаемые ими на каждом этапе контрольного мероприятия, в которых фиксируется информация и фактические данные, необходимые для подготовки контрольного мероприятия, выполнения его программы, подготовки и оформления актов по результатам проверки, а также отчета об итогах контрольного мероприятия.
3.7.2. Состав, количество и содержание рабочей документации определяются с учетом следующих факторов:
типа контрольного мероприятия (финансовый аудит, аудит эффективности и др.);
характера контрольных процедур, применяемых в ходе контрольного мероприятия, методов и приемов контроля;
особенностей деятельности объекта контроля;
состояния бухгалтерского учета объекта контроля;
функционирования системы внутреннего контроля объекта контроля;
степени открытости информации об объекте контроля и других факторов.
3.7.3. Содержание рабочей документации должно отвечать целям и предмету контрольного мероприятия, подтверждать и обосновывать информацию, выводы и предложения, содержащиеся в документах, оформляемых в ходе и по результатам контрольного мероприятия.
3.7.4. Рабочая документация должна в полном объеме содержать информацию:
о деятельности объекта контроля, собранную и полученную в процессе подготовки контрольного мероприятия в соответствии со стандартом СФК 4010. "Порядок подготовки к проведению контрольного мероприятия" (далее - Стандарт СФК 4010);
по всем вопросам программы контрольного мероприятия, собранную в ходе проведения контрольного мероприятия непосредственно на объекте контроля, результаты ее изучения и анализа;
о характере, временных рамках, объеме и исполнителях планируемых контрольных процедур, ходе и результатах их выполнения.
3.7.5. К рабочей документации относятся:
а) документы и материалы, получаемые и подготавливаемые инспекторами на этапе подготовки контрольного мероприятия, включая:
копии нормативных правовых актов, учредительных и других документов, регулирующих деятельность объекта контроля, а также иных документов, имеющих существенное значение для целей контрольного мероприятия;
копии документов по планированию деятельности объекта контроля;
копии документов финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности объекта контроля;
копии документов и материалов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой на объекте контроля в предыдущие периоды, или имеющих отношение к его деятельности;
копии материалов судебных и арбитражных исков, имеющих отношение к объекту контроля;
записи, протоколы и стенограммы, сделанные в ходе и по результатам собеседований с должностными лицами объекта контроля и вышестоящей организации;
б) рабочий план проведения контрольного мероприятия;
в) документы и материалы, получаемые инспекторами от должностных лиц объекта контроля или третьей стороны при выполнении программы контрольного мероприятия, включая:
копии первичных документов объекта контроля;
копии материалов переписки должностных лиц объекта контроля с его вышестоящей организацией, прочими юридическими и физическими лицами по вопросам, имеющим отношение к предмету контрольного мероприятия;
справки и другие материалы, подготовленные должностными лицами объекта контроля по запросам инспекторов Счетной палаты;
объяснения и заявления в письменной форме, полученные от должностных лиц и работников объекта контроля;
г) документы и материалы, включая материалы проверок объекта контроля, полученные от других контрольных, налоговых, правоохранительных органов и внешних экспертов, которые имеют отношение к предмету контрольного мероприятия и деятельности объекта контроля;
д) документы и материалы, подготовленные инспекторами при проведении контрольного мероприятия непосредственно на объекте контроля, включая:
документы и материалы, содержащие сведения о выполнении рабочего плана проведения контрольного мероприятия, характере, сроках и объеме выполненных контрольных процедур, их исполнителях и полученных результатах;
документы и материалы, подготовленные по результатам изучения и анализа документов и материалов, полученных от объекта контроля и (или) третьей стороны в ходе выполнения отдельных контрольных процедур;
перечни документов и материалов, полученных инспекторами в ходе проведения контрольного мероприятия и подготовленных в результате их изучения и анализа;
е) иные документы и материалы, содержащие сведения об объекте контроля или имеющие отношение к предмету данного контрольного мероприятия.
3.7.6. Рабочая документация должна оформляться инспекторами своевременно на каждом этапе контрольного мероприятия.
3.7.7. Рабочая документация создается на бумажных и иных носителях, обеспечивающих сохранность содержащихся в ней сведений в течение времени, установленного Инструкцией по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации (далее - Инструкция по делопроизводству) для хранения документов, полученных в проверяемых организациях и послуживших основанием для составления актов (первичных документов).
3.7.8. Оформление рабочей документации, подготавливаемой инспекторами в ходе контрольного мероприятия, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией по делопроизводству к составлению и оформлению служебных документов.
3.7.9. Рабочая документация, создаваемая инспекторами на основании изучения и анализа документов и материалов, полученных от объекта контроля или третьей стороны, должна иметь ссылки на соответствующие документы и материалы.
3.7.10. Рабочая документация должна быть систематизирована и скомплектована в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных контрольных процедур контрольного мероприятия, по решению руководителя контрольного мероприятия необходимая рабочая документация может храниться в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству для первичных документов.
3.8. Оформление актов при проведении контрольного мероприятия
3.8.1. Результаты контрольного мероприятия на каждом объекте оформляются в виде акта.
В акте контрольного мероприятия должны быть указаны:
все необходимые исходные данные: основание, цель, предмет (что именно проверяется: обеспечение своевременности выделения средств, или их целевое использование по конкретной программе, или эффективность использования средств, или выполнение требований какого-либо конкретного нормативного правового акта и др.);
перечень проверенных законов и иных нормативных правовых актов;
перечень проверенных объектов, данные которых сопоставлялись с данными документов;
перечень неполученных документов из числа затребованных с указанием причин в случае отказа в предоставлении документов или иных фактов препятствования работе.
При этом указанные в акте предмет и объект контроля, другие данные должны соответствовать предмету, объекту и аналогичным данным, определенным при планировании и закрепленным в программе контрольного мероприятия.
3.8.2. При отражении в акте выявленных случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству следует указывать:
наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов);
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Кроме того, указываются:
по средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- по доходной части бюджетов:
- расшифровку сумм нарушений и ущерба государству по группам, подгруппам доходов, статьям, подстатьям, элементам, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- наименование администратора доходов бюджета, которым допущено нарушение;
- по расходной части бюджетов:
- наименование главного распорядителя бюджетных средств, которым допущено нарушение;
- расшифровку сумм по ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, коду, разделу, подразделу расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также - на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);
- по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - формы внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
по внебюджетным средствам - источник их получения; по государственной собственности - виды объектов государственной собственности и формы их использования.
3.8.3. При составлении акта должны соблюдаться объективность изложения, краткость и ясность формулировок, логическая и хронологическая последовательность.
Приводимые в актах факты должны сопровождаться исчерпывающими ссылками на соответствующие документы материалов контрольного мероприятия.
Если на проверяемом объекте Счетная палата проводила контрольное мероприятие в предшествующем периоде, то в акте следует отметить, какие из требований, рекомендаций и предложений, данных по результатам этого мероприятия, не выполнены.
Форма акта по результатам контрольного мероприятия приведена в приложении N 12.
К акту прилагается перечень законов и иных нормативных правовых актов, выполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия. Примерная форма перечня приведена в приложении N 13.
3.8.4. Основой для написания акта является рабочая документация, составленная в ходе проверки. Не допускается включение в акт различного рода предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц проверяемого объекта, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
3.8.5. Анализ выявленных нарушений и ущерба государству в суммарном исчислении по годам следует производить в сопоставлении с объемами средств, использованных за эти годы по субъектам ведомственной структуры расходов с указанием кодов функциональной и экономический классификации. В случаях выборочных проверок в расчет для анализа принимается сумма средств, операции с которыми проверены. Кроме этого следует применять и другие относительные показатели роста или снижения сумм, выявленных нарушений и ущерба государству.
3.8.6. Акт составляют и подписывают инспекторы, проводившие проверку на данном объекте. В случае несогласия инспектора с отраженными в акте фактами он вправе при подписании акта указать на наличие своего особого мнения. Особое мнение в письменном виде инспектор подает в двухдневный срок руководителю контрольного мероприятия, который докладывает об этом аудитору Счетной палаты.
3.8.7. При сквозной ревизии (проверке) по прибытию на головной проверяемый объект инспектор представляет руководителю контрольного мероприятия акт проверки объекта.
Руководитель контрольного мероприятия совместно с инспекторами после анализа результатов проверки всех предусмотренных программой объектов при необходимости составляет акт контрольного мероприятия в целом.
3.8.8. В акте фиксируются ответы на все вопросы программы. При этом, если по всем вопросам программы не выявлено нарушений, то делается запись: "Все вопросы программы проверены. Нарушений не выявленоN. Если нарушений и замечаний не выявлено по некоторым вопросам программы, в акте делается запись: "Вопросы программы (перечислить) проверены, нарушений и недостатков не выявленоN.
3.8.9. В случае выявления нарушений в качестве приложения к акту составляется Справка о нарушениях, выявленных в ходе контрольного мероприятия. Форма Справки приведена в приложении N 14.
3.8.10. Для последующего ввода в ККМ СП-АУДИТ в акте приводится подробная информация о проверяемом объекте:
полное наименование объекта;
ведомственная принадлежность;
тип организации;
место расположения: территория субъекта Российской Федерации или зарубежного государства;
фамилия, имя, отчество руководителя объекта и главного бухгалтера, ответственных за финансовую и хозяйственную деятельность с указанием срока исполнения должностей.
Информация из актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в ККМ СП - АУДИТ не вводится.
3.8.11. При проведении контрольного мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов Счетной палаты, руководители инспекторских групп от направлений деятельности готовят акты по проведенным проверкам. При необходимости может составляться акт по контрольному мероприятию в целом.
3.8.12. Акты по результатам проверок на отдельных объектах и контрольного мероприятия в целом представляются для ознакомления ответственным должностным лицам и (или) руководителям проверяемых объектов. Ознакомление с актом производится в срок не более суток; в случаях большого объема и особой сложности - в срок до 3 суток. Ознакомление с актом производится под расписку.
3.8.13. Должностному лицу, ознакомленному с актом, предоставляется возможность снятия копии с акта, за исключением случаев, когда акт содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
В случае снятия должностным лицом объекта контроля копии с акта инспектор делает в нем соответствующую запись.
3.8.14. В случае несогласия должностных лиц с фактами, изложенными в акте, им предлагается завизировать акт с указанием на наличие возражений (объяснений). Возражения излагаются в письменном виде сразу и прилагаются к акту либо направляются в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления. Письменные возражения должностных лиц проверяемых объектов являются неотъемлемыми приложениями к акту.
В случае несогласия должностных лиц подписать акт даже с указанием на наличие возражений (объяснений) инспектор должен сделать в акте специальную запись об отказе должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт. При этом обязательно указываются дата, время, обстоятельства и свидетели обращения к должностному лицу по указанному вопросу, а также дата, время и обстоятельства получения отказа, либо времени, в течение которого не был получен ответ должностного лица.
3.8.15 Акты по результатам проведенного контрольного мероприятия регистрируются в Счетной палате в установленном порядке в трехдневный срок после его завершения.
4. Ответственность и права инспекторов Счетной палаты Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий
4.1. Инспекторы Счетной палаты несут ответственность за достоверность результатов проводимых ими контрольных мероприятий, соответствие этих результатов полученным в ходе контрольного мероприятия документам, за неисполнение или ненадлежащее исполнение заданий и поручений, установленных им в программе контрольного мероприятия и рабочем плане проверки, требований Регламента Счетной палаты и стандартов финансового контроля, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Каждый инспектор обязан в соответствии со сроками, указанными в рабочем плане проведения контрольного мероприятия, представить руководителю контрольного мероприятия материалы проверки по порученным ему вопросам для включения их в акт, после завершения контрольного мероприятия на объекте контроля в установленные руководителем контрольного мероприятия сроки - материалы для включения в отчет о результатах контрольного мероприятия.
4.2. Ответственность инспектора Счетной палаты наступает и реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения инспектором в ходе проведения контрольного мероприятия возложенных на него должностных обязанностей проводится служебная проверка и применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с Порядком проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в аппарате Счетной палаты, утвержденном приказом Председателя Счетной палаты от 2 июня 2006 г. N 41.
4.3. Права инспекторов при проведении контрольных мероприятий определяются федеральными законами "О Счетной палате Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт финансового контроля СФК 4020 "Проведение контрольных мероприятий. Общие правила" (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 21 октября 2005 г. (пункт 9 протокола N 39 (456)) (в ред. решений Коллегии Счетной палаты РФ от 16 июня 2006 г., протокол N 22К (489); от 7 сентября 2007 г., протокол N 35К (553); от 28 декабря 2007 г., протокол N 59К (577))
Текст документа официально опубликован не был