Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 11523/11
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Разумова И.В., Сарбаша С.В.
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010 по делу N А40-79121/10-144-441, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие:
представители заявителя - открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" - Петров М.В., Родионова А.Е.;
представители Федеральной службы по финансовым рынкам (заинтересованного лица) - Авакян А.Р., Медведев А.В.;
гражданин Панасюк Д.В. (третье лицо).
Заслушав и обсудив доклад судьи Дедова Д.И. и объяснения участвующего в деле лица и представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - корпорация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Панасюк Д.В.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010 в удовлетворении требования корпорации отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.05.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов корпорация просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права об акционерных обществах.
В отзыве на заявление ФСФР России просит оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании участвующего в деле лица и представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В ФСФР России поступило обращение гражданина Панасюка Д.В. о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны корпорации при приобретении более 30 процентов акций открытого акционерного общества "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (далее - общество "Сокол").
При рассмотрении указанного обращения было установлено, что исходя из приходной записи по лицевому счету корпорации с 19.02.2007 ее доля в уставном капитале общества "Сокол" составляет 38 процентов.
Согласно сообщению общества "Сокол" о существенном факте от 03.11.2009 доля обыкновенных акций общества, принадлежащих корпорации, составила 63,81 процента от уставного капитала общества, включая 85,08 процента от размещенных обыкновенных акций и 4,46 процента привилегированных акций общества.
При данных обстоятельствах ФСФР России установила, что корпорация в нарушение пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) не направила акционерам общества "Сокол" обязательное предложение о выкупе акций, в связи с чем ФСФР России вынесла в отношении корпорации предписание от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641 об устранении допущенных нарушений и предоставлении соответствующих документов в ФСФР России.
Из объяснений корпорации, представленных ФСФР России, следует, что корпорация создана Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2006 N 140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - указ от 20.02.2006 N 140, указ) путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал корпорации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, в том числе общества "Сокол", а также об обеспечении доли Российской Федерации в уставном капитале корпорации в размере не менее 75 процентов акций. Положения этого указа реализованы постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 N 224.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 122 "О некоторых вопросах открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" корпорация включена в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ с указанием доли Российской Федерации в уставном капитале корпорации в размере 90,01 процента ее уставного капитала.
Корпорацией в 2008 и 2009 годах проведена дополнительная эмиссия акций, что подтверждается изменениями в уставе корпорации, связанными с увеличением уставного капитала и регистрацией дополнительных выпусков акций приказами ФСФР России от 18.09.2008 N 08-2212/пз-и, от 18.08.2009 N 09-2523/пз-и и от 19.11.2009 N 09-3710/пз-и. Дополнительные акции корпорации направлены на приобретение акций общества "Сокол" и поддержание доли Российской Федерации в уставном капитале корпорации в соответствии с требованиями указа от 20.02.2006 N 140.
Не согласившись с вынесенным предписанием, корпорация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в качестве основания для выдачи предписания установил неисполнение обязанности корпорации по направлению обязательного предложения акционерам общества "Сокол" в силу пунктов 1 и 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, которой предусмотрена обязанность приобретателя более 30, 50 и 75 процентов общего количества акций открытого акционерного общества направить акционерам - владельцам остальных акций - публичную оферту о приобретении у них таких акций.
Доводы корпорации об отсутствии компетенции у ФСФР России проверены судом апелляционной инстанции и отклонены со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
Доводы заявителя об отсутствии указанной обязанности ввиду передачи акций общества "Сокол" между аффилированными лицами суды апелляционной и кассационной инстанций отклонили, исходя из того, что Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам. В данном случае суды поддержали позицию ФСФР России, согласно которой в силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, однако Российская Федерация не относится к физическим или юридическим лицам.
Президиум согласен с этой позицией, поскольку отнесение Российской Федерации к аффилированным лицам привело бы к неопределенности в отношении учета таких лиц каждым юридическим лицом, относящимся к аффилированным лицам Российской Федерации.
Кроме того, корпорация в 2008 и 2009 годах дополнительно приобретала акции общества "Сокол", в результате чего доля голосующих акций общества, принадлежащих корпорации на момент вынесения оспариваемого предписания, превысила 50 процентов общего количества акций общества, что является самостоятельным основанием для применения пункта 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
При названных обстоятельствах оснований для признания недействительным оспариваемого предписания ФСФР России не имеется.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010 по делу N А40-79121/10-144-441, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корпорация, которая приобрела более 30% акций ОАО, не направила предложение о выкупе оставшихся.
Из-за этого ей было вынесено предписание ФСФР России.
Президиум ВАС РФ счел предписание правомерным и пояснил следующее.
Закон об АО предусматривает обязанность приобретателя более 30, 50 и 75% общего количества акций ОАО направить акционерам-владельцам остальных указанных ценных бумаг публичную оферту об их приобретении.
Такое правило не применяется в т. ч. при передаче акций лицом его аффилированным лицам (или наоборот).
В данном деле корпорация сослалась на то, что у нее не возникло этой обязанности ввиду передачи акций ОАО между аффилированными лицами. Доля участия государства в ее уставном капитале составляет более 90%.
Между тем, как указал Президиум, Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам.
В соответствии с Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках аффилированными являются физические и юридические лица, которые способны повлиять на деятельность организаций и (или) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Между тем Российская Федерация не относится к физическим или юридическим лицам.
Отнесение государства к аффилированным лицам привело бы к неопределенности в правоотношениях.
Кроме того, в данном случае корпорация позже дополнительно приобретала акции этого же ОАО, в результате чего доля акций, принадлежащих ей на момент вынесения оспариваемого предписания, превысила 50%. Это являлось самостоятельным основанием для того, чтобы применить приведенные положения закона в части обязанности направить оферту.
С учетом этого предписание было вынесено обоснованно.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 11523/11
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 4
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 13.02.2012
Номер дела в первой инстанции: А40-79121/10-144-441
Истец: ОАО "ОАК"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам
Третье лицо: Панасюк Д.В.
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 11523/11
03.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32563/2010