Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в наименование внесены изменения
Приказ Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2012 г. N ММВ-7-5/86@
"Об утверждении Регламента проведения ведомственного финансового контроля территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы"
13 марта 2015 г., 26 января 2016 г.
В целях осуществления финансового контроля за территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении Федеральной налоговой службы, в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, соблюдения единого порядка проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также рассмотрения их результатов приказываю:
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 1 внесены изменения
1. Утвердить Регламент проведения ведомственного финансового контроля территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы (далее - Регламент), согласно приложению к настоящему приказу.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 2 внесены изменения
2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по федеральным округам обеспечить исполнение настоящего Регламента.
3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 14.01.2011 N ММВ-7-5/13@ "Об утверждении Регламента проведения внутреннего финансового аудита территориальных налоговых органов и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы".
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 4 внесены изменения
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в наименование внесены изменения
Регламент
проведения ведомственного финансового контроля территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2012 г. N ММВ-7-5/86@)
13 марта 2015 г., 26 января 2016 г.
Раздел 1. Общие положения
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 1.1 внесены изменения
1.1. Настоящий Регламент проведения ведомственного финансового контроля территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России (далее - Регламент), разработан с целью повышения эффективности проведения ведомственного финансового контроля на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Положения о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утверждённого приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля" и Положения о Финансовом управлении Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 19.02.2015 N ММВ-7-5/77@.
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 1.2 внесены изменения
1.2. Регламент устанавливает единый порядок организации и осуществления ведомственного финансового контроля территориальных органов Федеральной налоговой службы, включающих межрегиональные инспекции, управления по субъектам Российской Федерации, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня (далее - территориальные органы ФНС России), а также федеральных казённых учреждений и федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФНС России (далее - учреждения, находящиеся в ведении ФНС России), оформления результатов и принятия решений по результатам проведенного ведомственного финансового контроля.
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 1.3 внесены изменения
1.3. Ведомственный финансовый контроль деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, проводится в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым в установленном порядке.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 1.4 внесены изменения
1.4. В целях установления периодичности ведомственного финансового контроля, а также разграничения полномочий и ответственности, недопущения случаев дублирования в работе структурных подразделений ФНС России при осуществлении ведомственного финансового контроля, ведомственный финансовый контроль деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, организуют и проводят:
отдел ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России;
отделы финансового контроля и обеспечения межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (далее - отделы финансового контроля);
В целях повышения эффективности и качества ведомственного финансового контроля, проводимого работниками отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России, отделов финансового контроля межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, к участию в проверке могут быть привлечены работники структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, работники других территориальных органов ФНС России или учреждений, находящихся в ведении ФНС России.
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 1.5 внесены изменения
1.5. При организации и проведении ведомственного финансового контроля, оформлении и реализации его результата работники, осуществляющие ведомственный финансовый контроль (далее - проверяющие), обязаны руководствоваться федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, отнесенные к компетенции ФНС России, приказами и распоряжениями ФНС России, решениями руководства ФНС России и настоящим Регламентом.
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в наименование внесены изменения
Раздел 2. Понятие, цель и задачи ведомственного финансового контроля
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 2.1 внесены изменения
2.1. Ведомственный финансовый контроль характеризуется как процесс контроля за соблюдением территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, установленных требований законодательства Российской Федерации с целью эффективного и результативного использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов и представления достоверной отчетности.
Ведомственный финансовый контроль представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной проверке правомерности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности и своевременности отражения их в бюджетном учете и отчетности проверяемого учреждения, своевременности представления бюджетной отчетности в вышестоящую организацию, законности действий руководителя, главного бухгалтера и других должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность за организацию и осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
Ведомственный финансовый контроль является формой финансового контроля за работой территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, которым охватываются все направления финансово-хозяйственной деятельности (проверка) или представляет собой контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке (направлении) финансово-хозяйственной деятельности (тематическая проверка).
2.2. Целью проверки (тематической проверки) финансово-хозяйственной деятельности (далее - проверка) является осуществление контроля за результативностью использования бюджетных средств территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, соблюдением внутренних стандартов и процедур ведения бюджетного учета средств федерального бюджета, иных источников, определенных законодательством Российской Федерации.
2.3. Основной задачей проверки является обследование финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, по направлениям, изложенным в Программе проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Раздел 3. Планирование, организация и проведение проверок
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в пункт 3.1 внесены изменения
3.1. Планирование контрольной деятельности является важной областью ведомственного финансового контроля и способствует концентрации внимания на потенциальных проблемах при минимальных затратах, что позволяет выполнять контрольные мероприятия качественно и своевременно, а также эффективно распределять работу между работниками, участвующими в проверке, координировать их деятельность.
3.2. Планирование контрольной деятельности осуществляется путём составления и утверждения Плана проведения проверок на предстоящий календарный год.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.3 внесены изменения
3.3. План проведения проверок отделом ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России и межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам разрабатывает Финансовое управление ФНС России и утверждает приказом руководитель ФНС России.
По каждому контрольному мероприятию в Плане устанавливается субъект и объект финансового контроля, проверяемый период и срок проведения контрольного мероприятия.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.4 внесены изменения
3.4. При планировании проверок в основу положен принцип соблюдения периодичности проверок налоговых органы и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, в соответствии со сроками, определенными данным Регламентом.
Объекты ведомственного финансового контроля и периодичность их проверок устанавливаются в следующем порядке:
для отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России: межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящиеся в центрах федеральных округов, учреждения, находящиеся в ведении ФНС России - один раз в три года в соответствии с Планом, утвержденным руководителем ФНС России; иные территориальные органы ФНС России и учреждения, находящиеся в ведении ФНС России - в соответствии с приказом руководителя ФНС России о внеплановой проверке;
для межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам: управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящиеся в центрах федеральных округов, и учреждения, находящиеся в ведении ФНС России - один раз в три года, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и управления ФНС России, находящиеся на территории федерального округа - один раз в два года, в соответствии с Планом, утвержденным руководителем ФНС России; иные территориальные органы ФНС России и учреждения, находящиеся в ведении ФНС России - в соответствии с приказом руководителя ФНС России о внеплановой проверке.
3.5. Проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.6 внесены изменения
3.6. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом, утвержденным приказом руководителя ФНС России.
Внеплановые проверки проводятся по распоряжению руководства ФНС России по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности или отдельным вопросам использования бюджетных средств, выделяемых на содержание подведомственных ФНС России распорядителей (получателей) средств федерального бюджета.
3.7. В приказе (распоряжении) на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности должны быть указаны: проверяемый территориальный орган ФНС России или учреждение, находящееся в ведении ФНС России, период проверки, сроки проведения проверки, состав группы проверки и ее руководитель, или работник, проводящий проверку самостоятельно. С учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, продолжительность проверки, как правило, не может превышать 30 календарных дней.
Первоначально установленный срок проверки может быть изменен по мотивированному представлению руководителя группы проверки (далее - руководитель группы) и оформлен в установленном порядке приказом.
3.8. Если проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится без выезда в субъект Российской Федерации, то в приказе на проведение проверки указывается место её проведения; в этом случае все необходимые для проведения проверки документы должны быть направлены проверяемой стороной в указанное место.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.9 внесены изменения
3.9. До начала проведения проверки утверждается Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее - Программа), которая включает следующие вопросы:
наименование объекта проверки ведомственного финансового контроля;
тема проверки;
проверяемый период;
основание для проведения проверки;
сроки проведения проверки;
форма контрольного мероприятия;
ответственные исполнители;
перечень основных проверяемых направлений финансово-хозяйственной деятельности и другие вопросы проверки.
Программы для отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России и для межрегиональных инспекции ФНС России по федеральным округам составляет отдел ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России, подписывает начальник (заместитель начальника) отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России, и утверждает начальник (заместитель начальника) Финансового управления ФНС России. Информацию о составе группы проверки и периоде проверки территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам доводят заблаговременно до отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России в рабочем порядке.
3.10. Руководитель группы ФНС России или межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу до начала проверки знакомит проверяющих с Программой проверки и доводит до каждого проверяющего перечень вопросов Программы, которые он обязан проверить.
3.11. Проведению проверки предшествует подготовительный период, в ходе которого проверяющие обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные данные, материалы предыдущих проверок, проведенных ФНС России и иными контролирующими органами, обзорные письма ФНС России по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России.
3.12. Перед началом проверки руководитель группы предъявляет руководителю проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, копию приказа (распоряжения) о проведении проверки, знакомит его с Программой проверки, представляет проверяющих, решает организационно-технические вопросы проведения проверки.
3.13. Руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, обязан создать надлежащие условия для проведения проверки: предоставить необходимое помещение, персональные компьютеры с подключёнными базами данных "Консультант Плюс" или "Гарант", "Интернет", "ЭОД", копировально-множительную и другую оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности, обеспечить личную безопасность проверяющих, и издать приказ "Об организационном обеспечении работы группы проверки", в соответствии с которым назначается должностное лицо, ответственное за организационное обеспечение контрольного мероприятия и своевременное предоставление запрашиваемой информации; этим же приказом руководителей структурных подразделений проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, обязывают предоставлять проверяющим всю требуемую информацию и оказывать содействие в проведении проверки.
Проверяющие запрашивают и проверяют в территориальных органах ФНС России, учреждениях, находящихся в ведении ФНС России, денежные документы, бухгалтерские регистры учета и отчетности, планы, сметы, кассовую наличность и ценные бумаги и другие документы, необходимые для проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Требования и запросы проверяющих, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, в отношении которых осуществляется финансовый контроль.
Проверяющие к проверке принимают только подлинники документов.
По требованию руководителя группы руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, в порядке, установленном действующим законодательством, обязан организовать проведение инвентаризации наличных денежных средств и материальных ценностей, при этом в состав инвентаризационной комиссии включается проверяющий. Даты проведения и участки (объем) инвентаризаций определяются проверяющими по данным направлениям.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.14 внесены изменения
3.14. Контроль финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России, учреждений, находящихся в ведении ФНС России, осуществляется путем:
изучения учредительных, регистрационных, нормативно-распорядительных, плановых, сметных, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию на предмет правильности их оформления и законности совершенных операций, соответствия деятельности учредительным документам (положению об управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации, уставу учреждения, находящегося в ведении ФНС России);
сравнения фактически отраженных в учете операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
проверки обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении, поступления в федеральный бюджет средств от сдачи в аренду федерального имущества, эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих;
проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, инвентаризаций материальных ценностей;
проверки достоверности и своевременности отражения произведенных операций в бюджетном учете и отчетности; арифметической проверки первичных и иных документов;
анализа состояния внутреннего финансового контроля деятельности территориального налоговых органов;
контроля качества выполнения указаний об устранении нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
проверки прочих вопросов в соответствии с утвержденной Программой проверки.
3.15. Проверяющие, исходя из Программы проверки, определяют необходимость и возможность применения тех или иных методов получения информации, аналитических процедур, объем выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
3.16. Все проверяющие в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за преднамеренное искажение результатов проверки, сокрытие фактов недостач, хищений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях, неправильное и необъективное освещение и сокрытие коррупционной составляющей в справке проверки состояния дел в проверяемом территориальном органе ФНС России, учреждении, находящемся в ведении ФНС России.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 3.17 внесены изменения
3.17. При отказе должностных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, предоставить необходимые документы и материалы, либо при возникновении иных препятствий, не позволяющих провести проверку, руководитель группы в письменной форме с указанием срока предлагает руководителю проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, предоставить требуемые документы либо устранить препятствия к проведению проверки.
При невыполнении данного требования в указанный срок или в случае неудовлетворительного состояния бюджетного учета в проверяемом территориальном органа ФНС России, учреждении, находящемся в ведении ФНС России, или отсутствия необходимых документов руководитель группы сообщает об этом факте в ФНС России; одновременно руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, обязан представить объяснения в письменной форме по поводу невыполнения требования руководителя группы руководителю ФНС России, который принимает решение о целесообразности дальнейшего проведения проверки и, при необходимости, инициирует в соответствии со статьёй 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" проведение служебной проверки в отношении руководителя проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России.
3.18. Проверяющие при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:
беспрепятственно входить и осматривать территорию и помещения, занимаемые территориальными органами ФНС России, учреждениями, находящимися в ведении ФНС России;
в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами и с информацией, хранящейся в электронной форме в базах данных, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемых территориальных органов ФНС России, учреждений, находящихся в ведении ФНС России;
составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых территориальных органов ФНС России, учреждений, находящихся в ведении ФНС России, документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий.
3.19. При устранении нарушений по мере их обнаружения проверяющие фиксируют их устранение в справках проверок.
Раздел 4. Оформление и реализация результатов проверки финансово-хозяйственной деятельности
4.1. Каждый проверяющий готовит отдельную справку (Приложение N 2 к Регламенту) по вопросам, возложенным на него в соответствии с Программой проверки, и представляет её проект не позднее чем за два дня до окончания срока участия в проверке на рассмотрение руководителю группы.
Руководитель группы, рассмотрев проект справки, возвращает его, при необходимости, на доработку; проверяющий после доработки передает справку на подписание главному бухгалтеру или начальнику проверяемого структурного подразделения и руководителю проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России (далее - должностные лица проверяемого учреждения).
Должностные лица проверяемого учреждения подписывают справку не позднее дня, предшествующего окончанию срока участия в проверке проверяющего.
Справку, подписанную проверяющим и должностными лицами проверяемого учреждения, копию справки в электронном виде, копии необходимых документов, подтверждающих выявленные нарушения, а также объяснения или возражения должностных лиц проверяемого учреждения с приложением копий подтверждающих первичных
документов проверяющий обязан своевременно сдать руководителю группы.
4.2. Справки проверки, оформленные в соответствии с п. 4.1 раздела 4 настоящего Регламента, оформляются Актом проверки (Актом тематической проверки) финансово-хозяйственной деятельности (далее - Акт проверки, Акт), в котором обобщаются результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России (Приложение N 1 к Регламенту).
Акт проверки должен иметь сквозную нумерацию страниц, при этом нумерация приложений должна быть в порядке их упоминания в тексте Акта. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в Акте в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Во вводной части Акта проверки указываются следующие сведения:
наименование темы;
место и дата составления Акта;
основание для проведения проверки (дата и номер приказа, кем и когда утверждена Программа проверки);
проверяемый период, сроки проведения проверки и метод проведения проверки - сплошной или выборочный;
с ведома кого (указываются должностные лица проверяемого учреждения) проводится проверка;
фамилия, инициалы и должность руководителя группы проверки, а также, в тех случаях, когда не составлялись отдельные справки, фамилии, инициалы и должности проверяющих, принимавших участие в проверке.
Описательная часть Акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами Программы проверки, в том числе необходимо указать следующие сведения:
перечень и реквизиты всех счетов проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде), открытых в территориальных органах Федерального казначейства, а также счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные;
фамилии, инициалы, должности и периоды работы лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде;
кем и когда проводилась предыдущая проверка, устранение выявленных нарушений;
иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
В описательной части Акта проверки учреждения, находящегося в ведении ФНС России, кроме перечисленных выше сведений, указываются:
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
сведения об учредителях;
сведения о филиалах;
основные цели и виды деятельности учреждения;
имеющиеся лицензии на осуществление своей деятельности учреждениями, находящимися в ведении ФНС России;
иные данные, необходимые для полной характеристики проверенного учреждения.
4.3. Проект Акта проверки руководитель группы за 2 дня до окончания проведения проверки передает должностным лицам проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, для ознакомления, согласования и подготовки объяснений или возражений по выявленным нарушениям.
Руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, на следующий день после вручения ему проекта Акта проверки возвращает руководителю группы указанный проект с объяснениями или возражениями с приложением подтверждающих первичных документов.
В течение завершающего дня проверки руководитель группы совместно (при необходимости) с должностными лицами проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, рассматривает объяснения или возражения, вносит, при необходимости, изменения в Акт проверки и подписывает его вместе с должностным лицами проверяемого учреждения.
В тех случаях, когда не составляются отдельные справки проверки, Акт подписывают все проверяющие, принимавшие участие в проверке.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в пункт 4.4 внесены изменения
4.4. Одновременно с подписанием Акта проверки руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, обязан представить руководителю группы объяснение в письменной форме на имя руководителя ФНС России, по нарушениям, указанным в Акте проверки.
4.5. При наличии возражений по нарушениям, указанным в Акте проверки, должностные лица проверяемого учреждения рядом со своей подписью делают отметку "С возражениями" и представляют руководителю группы возражения в письменной форме с приложением копий подтверждающих первичных документов, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
4.6. В случае отказа должностных лиц проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, от подписания Акта проверки, он признается действительным при наличии соответствующей записи, заверенной подписью руководителя группы с указанием даты. В этом случае к Акту проверки может прилагаться объяснение руководителя проверенного учреждения.
4.7. Акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр Акта проверки после его подписания обеими сторонами остается у руководителя группы для последующего приобщения к делу, второй - вручается руководителю проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, под роспись на первом экземпляре в получении с указанием даты получения.
Акт проверки со всеми приложениями является документом, имеющим юридическое значение, содержащим доказательства нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.
4.8. В тех случаях, когда выявленные проверкой территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, нарушения или факты незаконных операций и действий могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры для устранения выявленных нарушений либо привлечения к ответственности лиц, виновных в грубых нарушениях, в ходе проверки проверяющие составляют отдельный промежуточный акт проверки, а к должностным и материально-ответственным лицам предъявляют требование о представлении объяснений.
Промежуточный акт проверки оформляется в порядке, установленном для оформления Акта проверки, и подписывается проверяющими, которые участвовали в проверке данного участка деятельности, а также соответствующими должностными и материально-ответственными лицами проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России. В случае отказа должностных и материально-ответственных лиц от подписания промежуточного акта он признается действительным при наличии соответствующей записи, заверенной подписью руководителя группы, с указанием даты. В этом случае к промежуточному акту проверки могут прилагаться возражения указанных должностных и материально-ответственных лиц.
Нарушения, изложенные в промежуточном акте, включаются в Акт проверки.
4.9. Должностные лица проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, несут административную ответственность за непредставление документов в установленные проверяющими сроки, затягивание сроков проведения проверки, представление фиктивных документов, недостоверные пояснения, искажение результатов отчетности, инвентаризаций материальных ценностей, проводимых в процессе проверки, и другие действия, направленные на искажение итогов проверки.
4.10. При написании Акта и справок проверки проверяющие должны соблюдать объективность, четкость, обоснованность, доступность, системность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Результаты проверки излагаются в Акте проверки на основе данных, подтвержденных копиями документов, объяснениями должностных и материально-ответственных лиц.
Описание нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, нормативные и правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем и когда допущены нарушения, в чем они выразились.
Не допускается включение в Акт проверки не подтвержденных документами или результатами проверок различного рода выводов, предположений и фактов, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В Акте проверки не должна даваться морально-этическая оценка и юридическая квалификация действий (бездействия) должностных и материально-ответственных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России.
Руководитель группы и проверяющие вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально-ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки. Объяснения должны быть согласованы с руководителем проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России.
В случае отказа от представления указанных объяснений в Акте проверки делается соответствующая запись.
4.11. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Регламентом, проверяющие обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и указаниями руководителя группы.
Приказом ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@ в раздел 5 внесены изменения
Раздел 5. Порядок принятия решения по результатам проведенной проверки
5.1. Руководитель группы проверки ФНС России не позднее десятидневного срока после подписания Акта проверки представляет начальнику Финансового управления ФНС России:
докладную записку на имя заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу Финансового управления ФНС России, о результатах проверки территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России (далее - докладная записка);
перечень основных нарушений финансово-хозяйственной деятельности проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России (далее - перечень основных нарушений);
проект письма на имя руководителя проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, о результатах проведенной проверки (далее - проект письма, письмо).
В случае установления в ходе проверки признаков совершения должностными лицами (руководителем или его заместителями) проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, дисциплинарного проступка Финансовое управление ФНС России вносит руководству ФНС России предложение о проведении в установленном порядке служебной проверки.
5.2. Докладная записка готовиться за подписью начальника Финансового управления ФНС России. В докладной записке указывается объект и период проверки, краткий перечень нарушений, отраженных в акте проверки.
В перечне основных нарушений четко излагаются выявленные нарушения финансово-хозяйственной деятельности, со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты, с учетом объяснений и возражений по всем выявленным нарушениям, представленных руководителем проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России.
5.3. Руководитель группы межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу не позднее пяти рабочих дней после представления Акта проверки в межрегиональную инспекцию ФНС России по федеральному округу готовит и направляет в электронном виде в адрес Финансового управления ФНС России докладную записку и перечень основных нарушений по результатам проверки за подписью начальника межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу.
Докладная записка и перечень основных нарушений готовятся в соответствии с п. 5.2. настоящего Регламента.
5.4. Начальник межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу на срок, согласованный с ФНС России (не более 12 дней), командирует в ФНС России начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу для реализации материалов проверки.
5.5. Финансовое управление ФНС России решает вопросы организационно-технического обеспечения командированного работника межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу в установленном порядке.
5.6. Прибывший в ФНС России работник межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу в течение установленного срока готовит на имя заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу Финансового управления ФНС России, докладную записку и перечень основных нарушений в соответствии с п. 5.2. настоящего Регламента, с учетом рассмотрения объяснений и возражений, а также проект письма, согласовывает их с начальником (заместителем начальника) отдела ведомственного финансового контроля Финансового управления ФНС России и представляет начальнику Финансового управления ФНС России.
5.7. Начальник Финансового управления ФНС России рассматривает, подписывает докладную записку и перечень основных нарушений и согласовывает проект письма. Далее докладная записка, перечень основных нарушений и проект письма передаются на согласование начальникам структурных подразделений ФНС России по вопросам, входящим в их компетенцию, и заместителю руководителя ФНС России, координирующему деятельность территориальных органов ФНС России в соответствующем федеральном округе, после чего указанные документы представляются на подписание заместителю руководителя ФНС России, координирующему работу Финансового управления ФНС России.
5.8. По результатам рассмотрения материалов проверки Финансовое управление ФНС России направляет письма, подписанные заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу Финансового управления ФНС России:
проверенному территориальному органу ФНС России, учреждению, находящемуся в ведении ФНС России - письмо с приложением перечня основных нарушений, а также с указаниями о принятии мер по устранению выявленных нарушений, привлечении, по необходимости, к ответственности виновных должностных лиц, сроках представления информации о принятых мерах и плана мероприятий по устранению выявленных нарушений;
межрегиональной инспекции ФНС России по соответствующему федеральному округу - письмо с возложением контроля за полным и своевременным исполнением мер по устранению выявленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенного территориального органа ФНС России.
5.9. В отдельных случаях письмо в адрес проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, по результатам проведенной проверки может не направляться.
5.10. Руководитель проверенного территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России, обязан в указанный в письме срок представить в Финансовое управление ФНС России и межрегиональную инспекцию ФНС России по соответствующему федеральному округу план мероприятий по устранению выявленных нарушений и подробную информацию о принятых мерах.
5.11. В целях осуществления контроля качества выполнения указаний об устранении выявленных проверками нарушений в использовании средств федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности, межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу по истечении 6-ти месяцев после получения письма ФНС России направляет в проверенный территориальный орган ФНС России письменный запрос о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В целях повышения результативности качества контроля работники отдела финансового контроля межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу при необходимости могут выехать на перепроверку устранения отдельных нарушений.
5.12. Контроль качества выполнения указаний об устранении выявленных проверками нарушений в обязательном порядке проводится при проведении следующей плановой проверки территориального налогового органа,
5.13. Финансовое управление ФНС России по итогам полугодия готовит и направляет территориальным органам ФНС России и учреждениям, находящимся в ведении ФНС России, обзор характерных нарушений, выявленных в ходе проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, оформленный грифом "Для служебного пользования (ДСП)".
5.14. При проведении в установленном порядке уполномоченными контролирующими органами (Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной антимонопольной службой, иными контролирующими органами и их территориальными подразделениями) проверки руководители территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, обязаны проинформировать Финансовое управление ФНС России о начале и ходе проведения проверки, а также в трехдневный срок после завершения проверки представлять копию акта проверки с объяснениями должностных лиц о причинах нарушений, выявленных проверкой, в Финансовое управление ФНС России.
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в нумерационный заголовок внесены изменения
Приложение N 1
к Регламенту проведения ведомственного
финансового контроля территориальных
органов ФНС России и учреждений,
находящихся в ведении ФНС России
Экземпляр N 1
---
Акт проверки
финансово-хозяйственной деятельности
_________________________________________________________________________
(наименование проверяемого территориального органа ФНС России,
учреждения, находящегося в ведении ФНС России)
_________________________________ _____________________
(наименование населенного пункта) (дата)
На основании приказа _______________________________________________
(указывается дата и номер приказа руководителя
_________________________________________________________________________
(заместителя руководителя) проверяющего налогового органа
о назначении проверки)
и в соответствии с Программой проверки, утвержденной ____________________
(должность,
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. лица, утвердившего Программу
_________________________________________________________________________
проверки, дата утверждения)
проверяющими ____________________________________________________________
(указывается наименование проверяющего налогового органа)
под руководством ________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя группы проверки)
проведена проверка ______________________________________________________
(указывается наименование и проверенный период деятельности
_________________________________________________________________________
проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения,
находящегося в ведении ФНС России)
Проверка проводилась: с ______________ по ________________ с ведома
_________________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя,
наименование проверяемого территориального органа ФНС России,
_________________________________________________________________________
учреждения, находящегося в ведении ФНС России)
и начальника (заместителя начальника) финансового отдела ________________
(Ф.И.О. начальника
_________________________________________________________________________
(заместителя начальника) финансового отдела, отдела обеспечения-главного
_________________________________________________________________________
бухгалтера проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения,
находящегося в ведении ФНС России)
Метод проверки __________________________________________________________
(сплошной, выборочный)
Проверкой установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(приводятся разделы Акта проверки, которые должны полностью
_________________________________________________________________________
соответствовать структуре разделов Программы проверки,
с указанием общих результатов проведенной
_________________________________________________________________________
проверки, а также документально подтвержденных фактов выявленных
_________________________________________________________________________
нарушений и недостатков или указание на отсутствие таковых,
_________________________________________________________________________
в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 4.2
настоящего Регламента)
Подпись руководителя группы Подписи должностных лиц
проверки проверяющего налогового территориального органа ФНС России,
органа учреждения, находящегося в ведении
ФНС России
_________________________________ _____________________________________
(должность и наименование (должность руководителя, наименование
_________________________________ _____________________________________
налогового органа) проверенного территориального органа
ФНС России, учреждения, находящегося
в ведении ФНС России)
___________ __________ ___________ ___________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________
(должность начальника (заместителя
_____________________________________
начальника) финансового отдела,
отдела обеспечения - главного
бухгалтера, наименование
проверенного территориального органа
ФНС России, учреждения, находящегося
в ведении ФНС России
___________ ___________
(подпись) (Ф.И.О.)
Экземпляр N 2 Акта проверки на ______ листах получил:
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) проверенного
территориального органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении
ФНС России)
_________ _________
(подпись) (дата)
Приказом ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@ в нумерационный заголовок внесены изменения
Приложение N 2
к Регламенту проведения ведомственного
финансового контроля территориальных
органов ФНС России и учреждений,
находящихся в ведении ФНС России
Экземпляр N ____
СПРАВКА
проверки финансово-хозяйственной деятельности
_________________________________________________________________________
(наименование проверяемого территориального органа ФНС России,
учреждения, находящегося в ведении ФНС России)
_________________________________ _____________________
(наименование населенного пункта) (дата)
На основании приказа _______________________________________________
(указывается дата и номер приказа руководителя
_________________________________________________________________________
(заместителя руководителя) проверяющего налогового органа
о назначении проверки)
и в соответствии с Программой проверки, утвержденной ____________________
(должность,
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. лица, утвердившего Программу
_________________________________________________________________________
проверки, дата утверждения)
_________________________________________________________________________
(кем проводится проверка - указываются должности, наименование
_________________________________________________________________________
проверяющего налогового органа, Ф.И.О. проверяющих)
проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности
_________________________________________________________________________
(указывается наименование проверяемого территориального
_________________________________________________________________________
органа ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России,
_________________________________________________________________________
конкретные вопросы Программы проверки и проверенный период деятельности)
Проверка проводилась: с ______________ по ________________ с ведома
_________________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя,
наименование проверяемого территориального органа ФНС России,
_________________________________________________________________________
учреждения, находящегося в ведении ФНС России)
и начальника (заместителя начальника) финансового отдела ________________
(Ф.И.О. начальника
_________________________________________________________________________
(заместителя начальника) финансового отдела, отдела обеспечения-главного
_________________________________________________________________________
бухгалтера проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения,
находящегося в ведении ФНС России)
Метод проверки __________________________________________________________
(сплошной, выборочный)
Проверкой установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(приводятся общие результаты проверки, а также документально
_________________________________________________________________________
подтвержденные факты выявленных нарушений и недостатков или указание на
_________________________________________________________________________
отсутствие таковых, в соответствии с требованиями, изложенными
в пункте 4.1 настоящего Регламента)
Подписи должностных лиц Подписи должностных лиц проверяемого
проверяющего налогового органа территориального органа ФНС России,
учреждения, находящегося в ведении
ФНС России
_________________________________ _____________________________________
(должность и наименование (должность руководителя, наименование
_________________________________ _____________________________________
налогового органа) проверенного территориального органа
ФНС России, учреждения, находящегося
в ведении ФНС России)
___________ __________ ___________ ___________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________
(должность начальника (заместителя
_____________________________________
начальника) финансового отдела,
отдела обеспечения - главного
бухгалтера или руководителя
проверяемого подразделения,
наименование проверенного
территориального органа
ФНС России, учреждения, находящегося
в ведении ФНС России
___________ ___________
(подпись) (Ф.И.О.)
Экземпляр N 2 справки проверки на ______ листах получил:
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. начальника (заместителя начальника) финансового отдела, отдела
обеспечения - главного бухгалтера проверенного территориального органа
ФНС России, учреждения, находящегося в ведении ФНС России)
_________ _________
(подпись) (дата)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден новый Регламент проведения внутреннего финансового аудита территориальных органов ФНС России и подведомственных ей учреждений.
Аудит состоит в контроле за соблюдением требований законодательства для эффективного и результативного использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов и представления достоверной отчетности. Он проводится в соответствии с ежегодным планом.
За аудит отвечают отдел внутреннего финансового аудита Финансового управления Службы, отделы финансового контроля и обеспечения МИФНС России по федеральным округам, структурные подразделения управлений по регионам.
В последнем случае имеются в виду подразделения, обеспечивающие осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, организацию бюджетного учета, формирование сводной отчетности, осуществление внутреннего финансового аудита.
При необходимости проведение аудита может быть поручено работникам нижестоящих органов.
Приказ об утверждении прежнего регламента признан утратившим силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2012 г. N ММВ-7-5/86@ "Об утверждении Регламента проведения ведомственного финансового контроля территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФНС России от 26 января 2016 г. N ММВ-7-5/34@
Приказ ФНС России от 13 марта 2015 г. N ММВ-7-5/107@