Заместитель начальника |
Л.П. Коршунова |
Технология
приема-передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
(утв. Федеральной таможенной службой, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан 21 сентября 2011 г.)
I. Общие положения
1. Настоящая Технология приема-передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Технология) разработана в целях определения порядка приема-передачи автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Таможенного союза под таможенным сопровождением, и документов на них.
2. В Технологии используются следующие термины:
- уполномоченные организации - организации, которые наделены в соответствии законодательством государства-члена Таможенного союза правом осуществлять таможенное сопровождение транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Таможенного союза;
- контролирующий наряд - уполномоченные должностные лица таможенных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также уполномоченных организаций;
- сопровождаемые транспортные средства - автомобильные транспортные средства международной перевозки, перевозящие товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Таможенного союза под таможенным сопровождением контролирующего наряда;
- места приема-передачи - места, в которых контролирующий наряд одного государства-члена Таможенного союза передает контролирующему наряду другого государства-члена Таможенного союза сопровождаемые транспортные средства, перевозящие товары, и документы на них;
- центральные таможенные органы - от Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, от Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, от Российской Федерации - Федеральная таможенная служба.
3. Прием и передача сопровождаемых транспортных средств, перевозящих товары, и документов на них осуществляется контролирующими нарядами в местах приема-передачи, которые указаны в приложении N 1 к Технологии.
Таможенные органы, в регионе (зоне) деятельности которых находятся места приема-передачи на российско-белорусской границе, обеспечивают беспрепятственный и внеочередной доступ сопровождаемых транспортных средств в места приема-передачи и их размещение в этих местах.
4. Центральные таможенные органы:
- по мере изменения сведений об уполномоченных организациях осуществляют обмен информацией о таких организациях;
- после наделения организаций правом осуществлять таможенное сопровождение транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, незамедлительно, но не позднее пяти дней с момента получения организацией таких прав, письменно уведомляют друг друга об этой уполномоченной организации.
5. Таможенные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации могут привлекать к таможенному сопровождению в соответствии с Технологией контролирующие наряды уполномоченных организаций после направления уведомления в соответствии с пунктом 4 Технологии.
6. Контролирующий наряд может следовать как на сопровождаемых транспортных средствах перевозчика, так и на транспортных средствах таможенного органа или уполномоченных организаций.
7. Контролирующий наряд одного государства-члена Таможенного союза сопровождает транспортные средства международной перевозки до места приема-передачи, находящегося на территории сопредельного государства-члена Таможенного союза.
II. Порядок приема-передачи сопровождаемых транспортных средств, перевозящих товары, и документов на них
8. Порядок таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки определяется центральным таможенным органом, в подчинении которого находится таможенный орган отправления, с учетом положений настоящего раздела Технологии.
9. После принятия решения об организации сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления:
- помещает документы, указанные в пункте 13 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438, (далее - Порядок) в опечатываемый личной номерной печатью должностного лица таможенного органа (далее - ЛНП) бумажный конверт или пластиковый сейф-пакет;
- информирует перевозчика об ориентировочном времени начала таможенного сопровождения транспортного средства международной перевозки до места приема-передачи;
- передает старшему контролирующего наряда опечатанный ЛНП бумажный конверт или пластиковый сейф-пакет.
10. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления направляет по оперативным каналам связи, в том числе, при необходимости, факсимильной связью, в таможенный орган, в регионе (зоне) деятельности которого находится место приема-передачи, уведомление в произвольной форме с указанием количества и номеров сопровождаемых транспортных средств, а также ориентировочного времени прибытия контролирующего наряда в место приема-передачи (далее - письменное уведомление).
В случае смены уполномоченных нарядов на территории одного государства-члена Таможенного союза письменное уведомление может быть направлено уполномоченным должностным лицом таможенного органа, уполномоченный наряд которого осуществляет сопровождение транспортных средств международной перевозки к месту приема-передачи (далее - промежуточный таможенный орган).
При круглосуточной работе должностных лиц таможенного органа в месте приема-передачи направление письменного уведомления не требуется.
11. Таможенный орган, в регионе (зоне) деятельности которого находится место приема-передачи, обеспечивает прибытие принимающего контролирующего наряда в место приема-передачи ко времени, указанному в письменном уведомлении.
В случае отсутствия контролирующего наряда в месте приема-передачи на момент прибытия сопровождаемых транспортных средств эти транспортные средства должны оставаться в указанном месте до прибытия контролирующего наряда.
12. После прибытия в место приема-передачи контролирующего наряда, осуществляющего таможенное сопровождение, старший указанного наряда:
- удостоверяется в полномочиях должностного лица контролирующего наряда, принимающего сопровождаемые транспортные средства, на основании его удостоверения;
- оформляет в двух экземплярах Акт приема-передачи, форма которого приведена в приложении N 2 к Технологии (далее - Акт приема-передачи) (для сопровождаемых транспортных средств, таможенное сопровождение которых начато на территории Республики Беларусь, допускается оформление Акта приема передачи непосредственно в таможенном органе, принявшем решение о таможенном сопровождении);
- передает по Акту приема-передачи сопровождаемые транспортные средства и опечатанные ЛНП бумажные конверты или пластиковые сейф-пакеты контролирующему наряду, принимающему сопровождаемые транспортные средства;
- получает от контролирующего наряда, принимающего сопровождаемые транспортные средства, первый экземпляр Акта приема-передачи с отметками о принятии сопровождаемых транспортных средств.
13. Первый экземпляр Акта приема-передачи с отметками о приеме сопровождаемых транспортных средств хранится:
- в делах таможенного органа, уполномоченный наряд которого сопровождал транспортные средства международной перевозки - в случае таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки должностными лицами таможенных органов;
- в делах уполномоченной организации - в случае таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки должностными лицами этой организации.
Второй экземпляр Акта приема-передачи остается в делах таможенного органа, в регионе (зоне) деятельности которого находится место приема-передачи и хранится в делах этого таможенного органа.
14. Уполномоченное должностное лицо контролирующего наряда, принимающего сопровождаемые транспортные средства, при принятии сопровождаемых транспортных средств в месте приема-передачи:
- удостоверяется в полномочиях старшего контролирующего наряда, сопровождавшего транспортные средства, на основании его удостоверения;
- проводит таможенный осмотр сопровождаемых транспортных средств;
- принимает по Акту приема-передачи сопровождаемые транспортные средства и опечатанные ЛНП бумажные конверты или пластиковые сейф-пакеты от старшего контролирующего наряда;
- возвращает старшему наряда, сопровождавшего транспортные средства, первый экземпляр Акта приема-передачи с отметками о принятии сопровождаемых транспортных средств.
15. После принятия сопровождаемых транспортных средств и необходимости их таможенного сопровождения до следующего места приема-передачи уполномоченное должностное лицо контролирующего наряда обеспечивает направление по оперативным каналам связи, в том числе, при необходимости, факсимильной связью, в таможенный орган, в регионе (зоне) деятельности которого находится следующее место приема-передачи, письменного уведомления.
В случае смены уполномоченных нарядов на территории одного государства-члена Таможенного союза письменное уведомление может быть направлено уполномоченным должностным лицом таможенного органа, уполномоченный наряд которого осуществляет сопровождение транспортных средств международной перевозки к следующему месту приема-передачи.
При круглосуточной работе должностных лиц таможенного органа в следующем месте приема-передачи направление письменного уведомления не требуется.
16. Таможенный орган, в регионе (зоне) деятельности которого находится следующее место приема-передачи, обеспечивает прибытие контролирующего наряда в место приема-передачи к времени, указанному в письменном уведомлении.
17. В следующем месте приема-передачи контролирующие наряды осуществляют действия, предусмотренные пунктами 12-14 Технологии.
Руководитель Федеральной |
А.Ю. Бельянинов |
Председатель |
А.Ф. Шпилевский |
Председатель Комитета |
С.Н. Баймаганбетов |
Приложение N 1
к Технологии приема-передачи сопровождаемых автомобильных
транспортных средств международной перевозки, перевозящих
товары, и документов на них между таможенными органами
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
Места приема-передачи сопровождаемых транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них
1. Белорусско-российская граница.
1.1 Таможенные органы Российской Федерации.
1.2. Таможенные органы Республики Беларусь.
2. Казахстанско-российская граница.
2.1 Таможенные органы Российской Федерации.
2.2 Таможенные органы Республики Казахстан.
Приложение N 2
к Технологии приема-передачи сопровождаемых автомобильных
транспортных средств международной перевозки, перевозящих
товары, и документов на них между таможенными органами
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
Акт
приема-передачи сопровождаемых транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них
1. Таможенный орган, организовавший сопровождение_________________________________________________
(наименование)
2. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место приема-передачи______________
(наименование)
3. Место приема-передачи__________________________________________________________________________
4. Сведения о сопровождаемых транспортных средствах и документах:
N |
Номер транзитной декларации (книжки МДП) |
Номер сопровождаемого транспортного средства |
Номера и количество пломб (при их наличии) |
Номер бумажного конверта или пластикового сейф-пакета (при наличии) |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
5. Отметки о приеме-передаче сопровождаемых транспортных средств:
СДАЛ:_____________________________ (инициалы, фамилия должностного лица) Отметка о целостности средств таможенной идентификации: ______________________________ _____________ ______________ ________________ (подпись) (дата) (время) (место для оттиска личной номерной печати) |
ПРИНЯЛ: _______________________________ (инициалы, фамилия должностного лица) Отметка о целостности средств таможенной идентификации: _________________________________ ________________ ______________ _______________ (подпись) (дата) (время) |
СДАЛ:_____________________________ (инициалы, фамилия должностного лица) Отметка о целостности средств таможенной идентификации: ______________________________ _____________ ______________ ________________ (подпись) (дата) (время) (место для оттиска личной номерной печати) |
ПРИНЯЛ: _______________________________ (инициалы, фамилия должностного лица) Отметка о целостности средств таможенной идентификации: _________________________________ ________________ ______________ _______________ (подпись) (дата) (время) (место для оттиска личной номерной печати) |
Порядок
действий таможенных органов государств-членов Таможенного союза в случае отсутствия сведений о доставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо получения сведений об их недоставке
(утв. Федеральной таможенной службой, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан 21 сентября 2011 г.)
1. Порядок действий таможенных органов государств-членов Таможенного союза в случае отсутствия сведений о доставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо получения сведений об их недоставке (далее - Порядок) разработан на основании положений Таможенного кодекса Таможенного союза в целях обеспечения согласованных действий таможенных органов государств-членов Таможенного союза при проведении таможенного контроля товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, своевременного реагирования на факты недоставки товаров, в том числе недоставки части товаров, а также совершенствования деятельности таможенных органов государств-членов Таможенного союза по выявлению и пресечению административных правонарушений (далее - АП) и преступлений.
2. В Порядке использованы следующие понятия и сокращения:
а) таможенный орган - таможня (департамент таможенного контроля) государства-члена Таможенного союза;
б) таможенный орган отправления - таможня (департамент таможенного контроля) государства-члена Таможенного союза, в регионе деятельности которой товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
в) таможенный орган назначения - таможня (департамент таможенного контроля) государства-члена Таможенного союза, в регионе деятельности которой находится место доставки товаров.
Иные термины, не поименованные в настоящем пункте, используются в значениях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
3. В случае отсутствия сведений о доставке в установленный срок товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможенный орган отправления инициирует и контролирует проведение совместной с таможенным органом назначения проверки (сбора и анализа сведений), в том числе с применением форм таможенного контроля, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела либо начала административного процесса (возбуждения дела об АП).
4. Проверка начинается таможенным органом отправления:
- в отношении товаров, перемещаемых автомобильным или иными видами транспорта, - не позднее пяти рабочих дней после истечения установленного срока таможенного транзита товаров;
- в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, - не позднее десяти рабочих дней после истечения установленного срока таможенного транзита товаров.
Таможенный орган отправления в рамках проверки:
1) информирует таможенный орган назначения (путем направления запроса о завершении таможенной процедуры таможенного транзита с использованием информационных систем и информационных технологий) об отсутствии сведений о доставке товаров с указанием номера транзитной декларации (книжки МДП), номера транспортного средства, срока таможенного транзита, места доставки товаров и о начале проверки по данному факту (в случае невозможности использования информационных систем и информационных технологий допускается направление указанного запроса по иным оперативным каналам связи);
2) информирует перевозчика об отсутствии сведений о доставке товаров с указанием номера транзитной декларации (книжки МДП), номера транспортного средства, таможенного органа назначения, срока таможенного транзита товаров и запрашивает информацию об обстоятельствах перевозки товаров, месте их фактической доставки или нахождения;
3) в случае перевозки товаров с использованием книжки МДП информирует национальное гарантийное объединение об отсутствии сведений о доставке товаров с указанием номера книжки МДП, наименования перевозчика, таможенного органа назначения, срока таможенного транзита товаров и запрашивает сведения о факте выдачи книжки МДП перевозчику и о ее возврате в национальное гарантийное объединение;
4) осуществляет иные действия в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством государства-члена Таможенного союза, включая получение информации из системы контроля за использованием книжек МДП (SafeTIR/CUTE-Wise), созданной в соответствии с приложением 10 к Конвенции МДП, 1975, при перевозке товаров с применением книжки МДП.
5. Таможенным органом назначения проверка начинается со дня поступления запроса из таможенного органа отправления, указанного в подпункте 1 пункта 4 Порядка.
Таможенный орган назначения в рамках проверки в течение не более пяти рабочих дней со дня ее начала:
1) принимает меры по установлению факта возможного завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров структурными подразделениями таможенного органа назначения (подчиненными таможенными постами);
2) запрашивает у владельца склада временного хранения, указанного в транспортных (перевозочных) документах, сведения о наличии заключенного договора об оказании складских услуг с получателем (перевозчиком), а также о доставке товаров;
3) принимает меры по проверке наличия получателя товаров (сведений о местонахождении и учредителях), а также наличия у получателя внешнеторгового договора на поставку товаров, их получении (ожидании получения) и таможенном декларировании, наличии договора с перевозчиком и т.д., за исключением случаев перевозки иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза до таможенного органа в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза.
6. В рамках проведения проверки таможенный орган отправления и таможенный орган назначения принимают меры:
1) по выявлению местонахождения транспортного средства, водителя и транспортной организации, в которой он работает, в целях установления обстоятельств перевозки товаров;
2) по розыску выпущенных в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, которые могут являться вещественными доказательствами по уголовному делу либо делу об АП, и лиц, фактически получивших эти товары;
3) по проверке через органы внутренних дел государств-членов Таможенного союза наличия данных о возможном хищении недоставленных товаров или дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортного средства перевозчика;
4) иные меры, направленные на установление факта завершения (возможного завершения) таможенной процедуры таможенного транзита либо установление факта недоставки товаров.
7. Таможенный орган назначения в пределах срока, указанного в пункте 5 Порядка, информирует таможенный орган отправления о результатах проверки по оперативным каналам связи, включая, при возможности, использование информационных систем и информационных технологий.
Если на момент направления информации о результатах проверки в таможенный орган назначения не поступили все запрошенные сведения, они направляются в таможенный орган отправления незамедлительно после поступления.
8. Если в результате проведения проверки установлен факт недоставки товаров и отсутствуют обстоятельства, исключающие уголовный или административный процесс (производство по делу об АП), таможенный орган отправления принимает решение о возбуждении уголовного дела либо о начале административного процесса (возбуждении дела об АП) в связи с недоставкой товаров в соответствии с уголовным или административным законодательством государства-члена Таможенного союза.
9. При сообщении перевозчиком в таможенный орган отправления о факте недоставки товаров или самостоятельном выявлении таможенным органом отправления такого факта до начала проверки, указанной в пункте 3 Порядка, таможенный орган отправления в случае отсутствия обстоятельств, исключающих уголовный или административный процесс (производство по делу об АП), принимает решение о возбуждении уголовного дела либо о начале административного процесса (возбуждении дела об АП) в связи с недоставкой товаров в соответствии с уголовным или административным законодательством государства-члена Таможенного союза.
10. При сообщении перевозчиком в таможенный орган назначения либо в таможенный орган, отличный от таможенных органов отправления и назначения, о факте недоставки товаров (части товаров) или самостоятельном выявлении этим таможенным органом такого факта указанный таможенный орган не позднее следующего рабочего дня после получения такой информации направляет в таможенный орган отправления информацию о причинах и обстоятельствах обращения перевозчика и (или) выявления факта недоставки товаров.
В указанном случае этим таможенным органом проводится проверка (сбор и анализ сведений), в том числе с применением форм таможенного контроля, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела либо начала административного процесса (возбуждения дела об АП).
Таможенный орган назначения либо таможенный орган, отличный от таможенного органа отправления и назначения, информирует таможенный орган отправления по оперативным каналам связи, включая, при возможности, использование информационных систем и информационных технологий:
о недоставке части товаров, в том числе при завершении таможенной процедуры таможенного транзита - путем направления электронного сообщения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита, в котором указываются фактические сведения о доставленных товарах,
о результатах проведенной проверки;
о возбуждении уголовного дела либо о начале административного процесса (в случаях принятия соответствующего решения).
Таможенный орган отправления при получении указанных сведений и отсутствии обстоятельств, исключающих уголовный или административный процесс (производство по делу об АП), принимает решение о возбуждении уголовного дела либо о начале административного процесса (возбуждении дела об АП) в связи с недоставкой товаров в соответствии с уголовным или административным законодательством государства-члена Таможенного союза.
11. Таможенный орган отправления уведомляет таможенный орган назначения о возбуждении уголовного дела либо начале административного процесса (возбуждении дела об АП) в связи с недоставкой товаров не позднее следующего рабочего дня с момента его возбуждения (начала).
12. Таможенный орган, отличный от таможенных органов отправления и назначения, при получении информации о приостановлении в регионе его деятельности движения транспортного средства, перевозящего товары, таможенная процедура таможенного транзита в отношении которых не завершена в соответствии с установленным порядком, не позднее следующего рабочего дня после ее получения сообщает о таком факте таможенным органам отправления и назначения с указанием причин.
13. Порядок действий таможенных органов в случае отсутствия сведений о доставке либо получения сведений о недоставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории только одного государства-члена Таможенного союза, может определяться таможенной службой такого государства-члена Таможенного союза.
14. Если при проведении таможенного контроля в соответствии с пунктами 3-12 настоящего Порядка установлено (подтверждено), что нарушение таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе при перевозках МДП, совершено на территории другого государства-члена Таможенного союза, таможенный орган отправления информирует об этом таможенный орган государства-члена Таможенного союза, на территории которого произошло правонарушение, и по запросу направляет в его адрес копии документов касательно данной перевозки для принятия мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства.
При перевозках товаров по процедуре МДП таможенный орган отправления уведомляет национальное гарантийное объединение своего государства о нарушении процедуры МДП на территории другого государства-члена Таможенного союза.
Руководитель Федеральной |
А.Ю. Бельянинов |
Председатель |
А.Ф. Шпилевский |
Председатель Комитета |
С.Н. Баймаганбетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной таможенной службы от 3 октября 2011 г. N 04-27/47658 "О направлении документов"
Текст письма официально опубликован не был