I. Общие положения
1. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяют:
а) цели государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и террористических актов (далее - угрозы различного характера);
б) приоритетные направления государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера;
в) основные принципы государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера;
г) задачи государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера.
2. Настоящие Основы развивают и конкретизируют основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, касающиеся обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера. Они базируются на комплексной оценке возможных угроз на территории Российской Федерации, учете объективных потребностей и реальных возможностей страны по обеспечению безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.
3. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав в данной области.
4. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
5. Проведение государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера является важной задачей в реализации целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере безопасности населения от угроз различного характера.
II. Общие выводы на основе анализа возможных угроз на территории Российской Федерации
6. Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2008-2010 годы количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. При этом количество погибших от последствий чрезвычайных ситуаций на протяжении последних лет неуклонно снижается, что говорит об определенной эффективности проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектах проживает свыше 90 миллионов человек (60 процентов населения страны).
8. По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 20 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных и потенциально опасных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям и усилить поражающий эффект для населения.
9. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом их структуры угроз и динамики изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествиями на воде, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для жизнедеятельности человека, стабильного экономического роста и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России.
10. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций может достигать 1,5-2 процентов валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Масштабные чрезвычайные ситуации в регионах с ограниченными бюджетными ресурсами могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие.
11. Основная задача деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций (в части, их касающейся), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - обеспечение необходимых условий для безопасности населения и устойчивого социально-экономического развития государства с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
III. Цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера
12. Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера являются:
а) минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических актов;
б) обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска;
в) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;
г) создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий.
13. Для достижения целей государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:
а) совершенствование нормативно-правовой базы;
б) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий;
в) обеспечение эффективного функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
г) смягчение долговременных последствий радиационных аварий и катастроф;
д) развитие международного сотрудничества в данной области.
14. Формирование и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера осуществляются с соблюдением следующих основных принципов:
а) спасение жизни и сохранение здоровья людей - приоритетные действия при возникновении угроз различного характера;
б) учет разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и реализации мероприятий в данной области;
в) обеспечение комплексной защиты критически важных и потенциально опасных объектов;
г) планирование мероприятий по обеспечению безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов с учетом степени риска возникновения возможных угроз различного характера.
15. Для достижения целей по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо решить следующие основные задачи:
а) по совершенствованию нормативно-правовой базы: обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
разработать и внедрить технические регламенты по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасности эксплуатации (функционирования) и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;
провести анализ нормативного правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности и совершенствовать порядок и правила осуществления государственного пожарного надзора с учетом современных социально-экономических условий;
осуществить модернизацию (уточнение) норм и нормативов первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях с учетом анализа проводимых мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера;
внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на повышение ответственности за нарушение норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
уточнить критерии отнесения объектов к категории критически важных объектов федерального и регионального уровня;
б) по развитию фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий:
совершенствовать научные основы: оценки и прогноза рисков возможных чрезвычайных ситуаций; оптимизации управления этими рисками;
анализа воздействия угроз различного характера на население, критически важные и потенциально опасные объекты;
осуществить дальнейшую разработку и формирование научных основ обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
обеспечить выполнение научных исследований по созданию и апробации единой методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в зависимости от состояния их защищенности и единой методики отнесения объектов экономики и элементов инфраструктуры страны к критически важным;
разработать и внедрить в практику современные:
научные методы прогноза рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
системы, средства и методы технической диагностики оборудования потенциально опасных объектов для раннего обнаружения причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
способы и технологии проведения аварийно-спасательных работ, а также образцы аварийно-спасательных средств;
средства защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также системы радиационного, химического и биологического контроля;
специальные медицинские средства защиты населения;
в) по обеспечению эффективного функционирования и развития РСЧС:
совершенствовать структуру РСЧС, повысить уровень готовности и эффективности деятельности ее территориальных и функциональных подсистем;
провести работу по совершенствованию пунктов управления РСЧС, созданию и реконструкции центров управления в кризисных ситуациях;
осуществить развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;
обеспечить развитие системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера, в том числе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
завершить в установленные сроки создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;
завершить в установленные сроки создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Российской Федерации;
См. Федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 223
совершенствовать требования промышленной безопасности, улучшить подготовку объектов экономики к функционированию в условиях угроз различного характера за счет повышения их физической устойчивости и (или) защищенности от воздействия поражающих факторов этих угроз;
осуществить развитие сил, обеспечивающих безопасность населения и защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, оснастить эти силы современной техникой и техническими средствами;
совершенствовать систему подготовки населения в области защиты населения от угроз различного характера, разработать и внедрить современные методики и технические средства обучения;
осуществить развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на критически важных объектах, оснастить ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества, а также развивать добровольную пожарную охрану;
разработать и реализовать меры по совершенствованию противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей, проведению работ по их оснащению средствами пожарной автоматики, созданию условий для эвакуации находящихся в них людей в случае возникновения пожара;
провести работу по совершенствованию противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе с активным использованием средств массовой информации;
разработать и внедрить новые инновационные технологии в области обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения, обеспечения своевременного оповещения о пожарах;
разработать эффективные средства пожаротушения высотных зданий, лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ, с использованием мобильных робототехнических комплексов и вертолетов с горизонтальной подачей огнетушащих веществ;
провести исследования по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения;
внедрить современные формы и методы обеспечения безопасности людей на водных объектах;
провести совершенствование контрольной и надзорной деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, развитие их инфраструктуры;
оснастить подразделения, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах, современными техническими средствами и новыми технологиями;
совершенствовать работу по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации;
осуществить развитие автоматизированной информационной системы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ее совместимости с автоматизированной информационной управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) по смягчению долговременных последствий радиационных аварий и катастроф:
создать инфраструктуру, необходимую для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях;
разработать и реализовать комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
обеспечить информационную поддержку и социально-психологическую реабилитацию граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях;
создать условия для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на радиоактивно загрязненных территориях;
привести в безопасное состояние и возвратить в хозяйственный оборот сельскохозяйственные угодья, на которых осталось радиоактивное загрязнение;
д) по развитию международного сотрудничества:
совершенствовать международную договорно-правовую базу в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществить дальнейшее развитие сотрудничества с ООН и Советом Европы, в том числе в рамках взаимодействия России с этими организациями по линии Частичного открытого соглашения Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф;
развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества, Арктического совета и его рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации, Совета Баренцева/Евроарктического региона;
обеспечить активизацию участия в мероприятиях в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Регионального форума АСЕАН по безопасности и Шанхайской организации сотрудничества;
осуществить анализ современных технологий в области обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами, применяемых иностранными государствами и международными организациями, с целью внедрения лучших из них в Российской Федерации;
обеспечить интеграцию российских технологий в международные программы обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами.
IV. Реализация государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера
16. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
17. Правительство Российской Федерации руководит реализацией государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, а также деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
18. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от угроз различного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
19. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий организуют и проводят мероприятия в области защиты населения и территорий от угроз различного характера.
20. Настоящие Основы реализуются в рамках:
а) профильных государственных и федеральных целевых программ;
б) межведомственной комплексной программы фундаментальных и прикладных исследований в интересах обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
в) обеспечения мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций;
г) федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации;
д) планов повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления организаций, объекты которых являются критически важными или потенциально опасными.
21. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере состояния социально-экономического развития общества и изменения характера угроз на территории Российской Федерации.
Президент Российской Федерации |
Д.А. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены основы госполитики в области обеспечения безопасности населения и территорий России от угроз природного, техногенного характера и террористических актов до 2020 г.
Количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС может достигать 1,5-2% ВВП (от 675 до 900 млрд руб.). Основная задача деятельности федеральных, региональных и местных органов, а также организаций в области снижения рисков ЧС природного и техногенного характера - обеспечить необходимые условия для безопасности населения.
Чтобы минимизировать риски ЧС, обеспечить гарантированный уровень безопасности личности, общества и государства, необходимо следующее. Совершенствовать нормативно-правовую базу, развивать фундаментальные и прикладные науки, технику и технологии. Следует эффективно использовать и развивать единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), укреплять международное сотрудничество в данной области.
Госполитика основана на следующих принципах. Приоритетные действия при возникновении угроз различного характера - спасение жизни и сохранение здоровья людей. Между органами власти должны быть четко разделены предмет ведения и полномочия. Применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России.
Правительство России руководит реализацией государственной политики. МЧС России координирует деятельность органов власти всех уровней. Руководители федеральных, региональных и местных органов организуют и проводят мероприятия в области защиты населения и территорий от угроз различного характера.
Основы госполитики могут дополняться и уточняться по мере состояния социально-экономического развития общества и изменения характера угроз на территории России.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 15 ноября 2011 г. N Пр-3400)
Текст документа официально опубликован не был