Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 февраля 2012 г. N 03-01-18/1-14
Вопрос: Федеральным законом от 18.07.2011 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) НК РФ дополнен новыми нормами, вступающими в силу с 1 января 2012 года.
В частности, НК РФ дополнен статьями: 105.15, регулирующей порядок подготовки и представления налогоплательщиком документации в целях налогового контроля; 105.16, регулирующей порядок уведомления о контролируемых сделках, и статьей 105.17, устанавливающей порядок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ, положения статей 105.15 - 105.17 НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей.
Таким образом, указанной нормой устанавливаются пороги доходов, действующие до 1 января 2014 года по контролируемым сделкам, при достижении которых налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган о совершенных контролируемых сделках.
Однако формулировка пункта 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ вызывает неясность в её применении.
В связи с чем просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Правильно ли мы понимаем, что для определения порогового значения, предусмотренного пунктом 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ, следует принимать во внимание сумму всех контролируемых сделок в разрезе каждого контрагента, а не общую совокупность всех контролируемых сделок по всем контрагентам вместе?
2. Как понимать указанную в пункте 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ фразу в скобках: "...(несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок)..."?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений статей 105.15 - 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) положения статей 105.15 - 105.17 Кодекса до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. - 100 млн. рублей, в 2013 г. - 80 млн. рублей.
По нашему мнению, сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), определяется путем сложения сумм полученных сторонами сделок доходов по всем контролируемым сделкам с таким лицом (лицами) за календарный год. При этом под термином "несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок" следует понимать лиц, являющихся сторонами таких контролируемых сделок.
Таким образом, возможность применения положений статей 105.15 - 105.17 Кодекса к сделкам, признанным в соответствии со статьей 105.14 Кодекса контролируемыми, до 1 января 2014 г. определяется путем сопоставления величины суммы доходов сторон сделки по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), с критериями, установленными пунктом 7 статьи 4 Закона N 227-ФЗ.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.