Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2012 г. N ГКПИ11-1774
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Карулине И.В., с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабошина К.А., Алиева Р.Р., Газукина В.В. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г., N 8094.
Абзацем вторым пункта 167 Инструкции предусмотрено, что при размещении в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
Абзацем третьим пункта 167 Инструкции установлены нормы посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн - до 13 человек, 2,5-3 тонн - до 21 человек, 4 тонны - до 36 человек.
Бабошин К.А., Алиев Р.Р., Газукин В.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 167 Инструкции в части, допускающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, и абзаца третьего пункта 167 Инструкции, ссылаясь на их противоречие общепризнанным принципам и нормам международного права, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, и практике Европейского Суда по правам человека.
Также, по их мнению, в результате применения оспариваемых положений перевозка осужденных осуществляется в условиях, когда площадь на одного заключенного в многоместной камере спецвагона составляет 0,6 - 0,8 кв. м, в спецавтомобиле - 0,6 - 0,8 кв. м; абзац второй пункта 167 Инструкции не предусматривает выделение заключенным отдельного спального места и спальных принадлежностей. Нахождение в таких условиях с личными вещами считают жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением.
Заявители извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Представитель заявителей Мезак Э.А. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., представители Федеральной службы исполнения наказаний Комарова И.В., Побединский И.Н., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Прошунин А.В., Петухов Ю.С., Марьян Г.В. возражали против доводов заявителей и пояснили, что Инструкция издана в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей удовлетворить заявление частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Инструкция утверждена Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями и определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) запрещена перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях (подпункт 2 пункта 45). Согласно пункту 32.2 приложения к Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы, касающейся Европейских тюремных правил, утвержденной Комитетом Министров 11 января 2006 г., перемещение заключенных в условиях недостаточной вентиляции и освещения или же в любых других условиях, создающих для них излишние неудобства или унижающих их достоинство, запрещается.
В силу статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (часть 3).
В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Вагоны для спецконтингента в зависимости от модели могут быть 9-камерными (5 больших камер и 4 малые) или 8-камерными (5 больших камер и 3 малые). Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном, рассчитанными на 5 лежачих и 8 сидячих мест, по 4 человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.
С 2004 года для перевозки осужденных используется вагон ЦМВ61-4500. Согласно техническим условиям на эту модель вагон является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест - 85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), оснащен вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом, все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется, однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.
Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 12.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. абзац первый пункта 167 Инструкции, устанавливающий норму посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, признан не противоречащим нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Абзац второй пункта 167 Инструкции допускает посадку при конвоировании не более 4 часов в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
Согласно техническим условиям большая камера имеет размер 205 x 150,9 см, малая - 205 x 100 см; длина полки составляет 205 см, ширина прохода - 47 см.
Размещение 6 человек в малой камере, оборудованной 3 полками, рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не превышает проектную вместимость, не противоречит каким-либо нормам международного или федерального законодательства.
Как пояснил суду представитель ФСИН России, в случае посадки в большую камеру 16 лиц, они будут размещены следующим образом: по 5 человек на двух нижних полках, по 1 человеку на верхних полках, 4 человека - на средних двух и откидной полках.
Принимая во внимание размеры полок, ширину откидного клапана (не более 47 см), суд считает, что перемещение в большой камере, рассчитанной на 5 лежачих и 8 сидячих мест, 16 заключенных создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. В связи с чем абзац второй пункт 167 Инструкции в указанной части подлежит признанию недействующим.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (пункт 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (пункт 22.8).
Абзац третий пункта 167 Инструкции, устанавливающий нормы посадки в спецавтомобиль исходя из грузоподъемности транспортного средства, при условии, что количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не превышает установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками норм, не противоречит приведенным положениям Правил дорожного движения.
В соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятым и введенном в действие 14 октября 2010 г. (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г.), спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей, автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением, биотуалетами (более 7 человек спецконтингента) (пункты 4.3, 4.5, 5.4, 5.8., 5.9, 5.10); имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры, оборудованные сидениями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного - не менее 42 см, минимальный размер одиночной камеры для спецконтингента составляет 50 x 65 см.
Как следует из объяснений представителей заинтересованных лиц, в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в основном используются спецавтомобили, изготавливаемые на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа КАМАЗ, ГАЗ, пассажировместимость которых определяется одобрением типа транспортного средства (далее - ОТТС).
Так, одобрением типа транспортного средства на спецавтомобиль на базе ГАЗ-3307 определено наличие 2 общих и 1 одиночной камер пассажировместимостью 25 человек, из них 21 - спецконтингент. В ОТТС на спецавтомобиль на базе КАМАЗ-4308 указана пассажировместимость 37 человек, из них 6 человек - состав караула, 31 - спецконтингент (2 общие и 1 одиночная камеры для размещения спецконтингента).
Таким образом, установленная абзацем третьим пункта 167 Инструкции норма посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответствует установленным для данных транспортных средств техническим характеристикам.
Не противоречит оспариваемое положение и статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.
Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека, пытка - умышленное, как правило, на протяжении непродолжительного периода причинение человеку физических, психических, моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание - умышленное причинение лицу физических, психических, моральных страданий без какой-либо цели.
Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных абзацем третьим пункта 167 Инструкции норм посадки само по себе не свидетельствует о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.
Поскольку абзац второй пункт 167 Инструкции в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в малые камеры до 6 человек, абзац третий пункта 167 Инструкции не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Бабошина К.А., Алиева Р.Р., Газукина В.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 человек. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались отдельные нормы инструкции для спецподразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Согласно ей при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более 4 часов в большие камеры можно сажать до 16 и в малые до 6 человек (абз. 2 п. 167).
Приведенная норма признается недействующей в части, предусматривающей посадку в спецвагон в большие камеры до 16 человек.
Согласно техническим условиям большая камера имеет размер 205x150,9 см. Длина полки составляет 205 см. Ширина прохода - 47 см. Если посадить в нее 16 человек, то они размещаются так. По 5 человек на 2 нижних полках. По 1 человеку на верхних. 4 человека на средних 2-х и откидной полках.
Большая камера рассчитана на 5 лежачих и 8 сидячих мест. Учитывая размеры полок, ширину откидного клапана (не более 47 см), перемещение в ней 16 человек создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
В то же время Верховный Суд РФ решил, что размещение 6 человек в малой камере, рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не противоречит международному или российскому законодательству. Это также касается и абз. 3 п. 167 инструкции, устанавливающего нормы посадки в спецавтомобиль (при грузоподъемности 1,5-2 т - до 13 чел., 2,5-3 т - до 21 чел., 4 т - до 36 чел.).
Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2012 г. N ГКПИ11-1774
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2012 г., N 10