Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2220
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крапчинского А.А. о признании недействующими Положения о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 808н, и пункта 2 данного приказа, установил:
пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 808н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 г., регистрационный N 21875, и опубликованным в "Российской газете" 28 сентября 2011 г. (далее - Приказ), утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - Положение). Пунктом 2 Приказа признаны утратившими силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 марта 2009 г. N 128н "О внесении изменений в Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий".
Крапчинский А.А., работающий фельдшером в учреждении здравоохранения, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Положения и пункта 2 Приказа недействующими с момента принятия, ссылаясь на то, что Положение не может применяться, так как в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации оно не опубликовано официально для всеобщего сведения.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сарвадий М.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. требование Крапчинского А.А. не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что Положение официально опубликовано в "Российской газете" 27 января 2012 г.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Крапчинского А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из преамбулы Приказа, он принят во исполнение статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками.
Частью третьей названной статьи Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утративших силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривалось, что порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, полномочиями на утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории (пункт 12 части 2 статьи 14).
Таким федеральным органом исполнительной власти выступает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 Положению является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Кроме того, полномочие Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на принятие Приказа следует и из подпункта 5.2.24 указанного Положения, который называет среди прочих нормативных правовых актов, принимаемых Министерством, порядок получения медицинскими и фармацевтическими работниками квалификационных категорий.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт принят надлежащим федеральным органом исполнительной власти в порядке реализации им своей компетенции.
Основания для признания Положения и пункта 2 Приказа недействующими по мотиву неопубликования Положения для всеобщего сведения, о чем просит заявитель, отсутствуют, поскольку оно опубликовано в "Российской газете" 27 января 2012 г. В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" опубликование нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в "Российской газете" является его официальным опубликованием. Кроме того, после опубликования Приказа в "Российской газете" 28 сентября 2011 г. текст Положения был включен в справочно-правовую систему "Гарант".
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Крапчинскому А.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2220
Текст решения официально опубликован не был