Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 20-Г11-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Ерёменко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Латиповой Р.А. о признании недействующим абзаца второго пункта 6 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. N 348, по кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 1 ноября 2011 г. об удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. N 348 утверждён Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - Порядок).
Постановление опубликовано в издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" от 29 декабря 2007 г., N 20.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в целях предупреждения нецелевого использования проверяет в течение 30 рабочих дней полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учётные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу второму названного пункта список формируется в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учёт.
Латипова Р.А., имеющая детей-инвалидов, обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия приведённого абзаца второго пункта 6 Порядка в той мере, в какой оспариваемая норма ограничивают такую категорию граждан, как инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, принятые на учёт по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года и не улучшившие свои жилищные условия после 1 марта 2005 года, в реализации права на улучшение жилищных условий путём получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета вне очереди, то есть в таком же порядке, который предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации для названной категории в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 1 ноября 2011 г. заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан, поданной по доверенности Министром юстиции Республики Дагестан, ставится вопрос об отмене указанного решения, как необоснованного, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Латипова Р.А. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением администрации г. Буйнакска от 18 марта 2004 г., постановлением от 20 декабря 2004 г. переведена в льготный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку имела двоих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, до настоящего времени право на получение жилой площади не реализовала.
При таком положении суд обоснованно сделал заключение о том, что заявитель относится к категории граждан, на которых распространяется оспариваемая правовая норма.
Разрешая заявленные требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что установление формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции основан на правильном применении и толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. N 348, оно принято в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки заявителя на учёт нуждающихся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (статья 36 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала для такой категории граждан право на первоочередное предоставление жилья).
Суд, проанализировав приведённое выше федеральное законодательство, пришёл к правильному выводу о том, что право на социальную выплату за счёт средств федерального бюджета у инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учёт до 1 января 2005 г. и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 г., существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суждение суда о том, что указанные лица вправе по своему выбору определить форму социальной поддержки в виде социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета или в виде предоставления жилья по договору социального найма за счёт средств государственного или муниципального жилого фонда, также является обоснованным.
Статья 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривает, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по названному Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по данному Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В связи с изложенным Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда о том, что социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета является формой обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, следовательно, в случае выбора названной категорией граждан такой меры социальной поддержки, она должна предоставляться во внеочередном порядке.
Поскольку абзац второй пункта 6 Порядка предусматривает формирование единого сводного (по республике) списка в той же хронологической последовательности, в какой нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане были поставлены на учёт, независимо от имеющихся у них льгот, предусмотренных жилищным законодательством, суд обоснованно признал приведённое положение противоречащим федеральному законодательству.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, не являются основанием для отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 1 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 20-Г11-16
Текст определения официально опубликован не был