Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 43-Г11-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Правительства Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2011 года, которым заявление общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" удовлетворено частично:
признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" в части определения северной границы Каракулинского охотничьего хозяйства координатами "до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново-Соколовка, по ней до деревни Соколовка" и восточной границы "от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим в связи с несоответствием федеральному законодательству и неоднозначным толкованием пункта 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР".
Заявление мотивировано тем, что пунктом 6 Постановления незаконно изменена южная граница Сарапульского охотхозяйства, закрепленного за обществом, в связи с чем уменьшилась его территория. Из текста пункта 6 Постановления следует, что границы Каракулинского охотничьего хозяйства определены в административных границах одноименного района, в то же время, в качестве ориентиров одного из участков границы называются населенные пункты, находящиеся в соседнем Сарапульском районе, а именно деревни Соколовка и Тарасово. Кроме того, пункт 6 противоречит пункту 12 этого же постановления, определяющему границы территорий соседних охотхозяйств, что вызывает неоднозначное его толкование.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2011 года пункт 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части определения северной и восточной границ Каракулинского охотничьего хозяйства.
В кассационных жалобах Правительства Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене указанного решения суда в части признания недействующим пункта 6 оспариваемого постановления в части определения северной и восточной границ Каракулинского охотничьего хозяйства как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Пунктом 6 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года N 717 "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов": слова "Каракулинского охотничьего хозяйства в границах, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 11 ноября 1986 года N 329" заменены словами "Каракулинского района Удмуртской Республики, площадью - 61 тыс. га, в границах:
северная - от шоссе Сарапул-Каракулино по административной границе с Сарапульским районом Удмуртской Республики до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново-Соколовка, по ней до деревни Соколовка;
восточная - от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа);
южная - от деревни Тарасово вниз по течению реки Кама до административной границы с Республикой Башкортостан, далее по административным границам республик Башкортостан и Татарстан до устья реки Белой;
западная - от устья реки Белой вверх по течению реки Кама до деревни Юньга, далее на север по реке Кобылка до пересечения с автодорогой Каракулино-Ныргында, далее по грунтовой дороге через деревню Колюшево, Усть-Сакла до административной границы Республики Татарстан, далее по административной границе Республики Татарстан до стыка административных границ Сарапульского и Каракулинского районов Удмуртской Республики и по ней до шоссе Сарапул-Каракулино".
Разрешая заявление Сарапульского районного общества охотников и рыболовов, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения его в части определения северной ("до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново-Соколовка, по ней до деревни Соколовка") и восточной ("от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа)") границ Каракулинского охотничьего хозяйства.
Судом установлено, что территории Каракулинского и Сарапульского охотничьих хозяйств являются смежными.
В соответствии с пунктом 15 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий.
В целях реализации приведенных требований Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 августа 2010 года N 306 утверждены Требования к описанию границ охотничьих угодий, пункт 10 которых предусматривает, что смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам.
Судом установлено, что при описании границ охотничьих угодий, предоставленных в пользование Каракулинского и Сарапульского обществ охотников и рыболовов, смежные границы по единым ориентирам не определены и не прописаны.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года N 717 "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" (в редакции оспариваемого Постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376) общественной организации "Каракулинское общество охотников и рыболовов" сроком на 25 лет предоставлены в пользование территория и акватория, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, площадью 61 тыс. га, в границах:
северная - от шоссе Сарапул-Каракулино по административной границе с Сарапульским районом Удмуртской Республики до пересечения с грунтовой
дорогой между деревнями Галаново-Соколовка, по ней до деревни Соколовка;
восточная - от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа);
южная - от деревни Тарасово вниз по течению реки Кама до административной границы с Республикой Башкортостан, далее по административным границам республик Башкортостан и Татарстан до устья реки Белой;
западная - от устья реки Белой вверх по течению реки Кама до деревни Юньга, далее на север по реке Кобылка до пересечения с автодорогой Каракулино-Ныргында, далее по грунтовой дороге через деревню Колюшево, Усть-Сакла до административной границы Республики Татарстан, далее по административной границе Республики Татарстан до стыка административных границ Сарапульского и Каракулинского районов Удмуртской Республики и по ней до шоссе Сарапул-Каракулино".
Из текста пункта 1 постановления от 26 августа 2002 года N 717 (в редакции Постановления от 6 декабря 2010 года N 376) следует, что Каракулинскому районному обществу охотников и рыболовов предоставлены в пользование территория и акватория на территории Каракулинского района Удмуртской Республики.
Между тем, при описании северной и восточной границ предоставленных Каракулинскому районному обществу охотников и рыболовов территорий использованы населенные пункты Соколовка и Тарасово, находящиеся в Сарапульском административном районе Удмуртской Республики.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Судебная коллегия соглашается с позицией суда о том, что содержание оспариваемой нормы при установленных судом данных нельзя признать определенным.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" содержание нормативного правового акта должно быть ясным и четким, исключающим возможность неоднозначного толкования при его применении, в связи с чем суду, проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемой нормы недействующей в части описания северной и восточной границ Каракулинского охотничьего хозяйства.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены, но полагает, что резолютивная часть решения подлежит уточнению путем указания, что недействующим признается не пункт 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376, которым внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года N 717, а сам пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года N 717 "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376).
Довод кассационной жалобы Правительства Удмуртской Республики о том, что неопределенность текста нормы не является основанием для признания ее недействующей, не может явиться основанием к отмене решения с учетом изложенной выше позиции суда, основанной на Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48.
Содержащийся в кассационной жалобе Правительства Удмуртской Республики довод о том, что оспариваемая норма не является нормативной, носит распорядительный характер, в связи с чем заявление о ее оспаривании не может быть рассмотрено Верховным судом Удмуртской Республики в качестве суда первой инстанции, уже являлся предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации (определение от 10 августа 2011 года), когда проверялась законность определения Верховного суда Удмуртской Республики от 2 июня 2011 года о передаче настоящего дела на рассмотрение в районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики. Указанное определение было отменено с указанием, что определение границ охотничьего хозяйства есть определение правил поведения не только для охотничьего хозяйства, которое обязано осуществлять свою деятельность именно в этих границах, но и для неопределенного круга лиц, вступающих с ним в правоотношения (сопредельные хозяйства, государственные органы, охотники). С учетом того, что оспариваемая норма содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитана на неоднократное применение, т.е. носит характер нормативной правовой нормы, дело было направлено для рассмотрения в Верховный суд Удмуртской Республики.
Довод кассационной жалобы Управления охраны фауны Удмуртской Республики о необходимости признания недействующим наряду с пунктом 6 и пункта 12 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 не может быть принят во внимание, поскольку требования о признании недействующим пункта 12 не заявлялось.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационных жалоб, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения суда следующим образом:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года N 717 "О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации "Каракулинское районное общество охотников и рыболовов" (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376) в части определения северной границы Каракулинского охотничьего хозяйства координатами "до пересечения с грунтовой дорогой между деревнями Галаново - Соколовка, по ней до деревни Соколовка" и восточной границы "от деревни Соколовка по шоссе до деревни Тарасово (паромная переправа)"; в остальной части в удовлетворении заявления Общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и рыболовов" отказать.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 43-Г11-28
Текст определения официально опубликован не был