Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N ВАС-16795/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2012 г.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Чистякова А.И.,
судей Александрова В.Н., Березия А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" (г. Краматорск; Украина) о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2011 N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов".
Протокол вела помощник судьи Шумакова О.Ю.
В заседании приняли участие представители:
заявителя - публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" - Савченко Н.Н. (представитель по доверенности от 04.01.2012 N 009/юр-21), Шрайдер А.В. (представитель по доверенности от 12.01.2012 N 009/юр-22);
Правительства Российской Федерации - на основании поручения от 30.12.2011 N ВЗ-П2-9329 - Дьяченко А.И. (должностное лицо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по доверенности от 17.01.2012 N ХВ-186/14), Минашкина Н.В. (должностное лицо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по доверенности от 17.01.2012 N ХВ-187/14), Раевская Е.В. (должностное лицо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по доверенности от 22.12.2011 N ХВ-14297/14).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2011 N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов" (далее - постановление N 406) принято в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". В соответствии с пунктом 1 названного постановления на 3 года установлена антидемпинговая пошлина на стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины и ввозимые на территорию Российской Федерации, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8455 30 310 0 и 8455 30 390 0, в размере 26 процентов таможенной стоимости.
Оспариваемый нормативный акт опубликован в "Российской газете" 27.05.2011 N 113.
По мнению публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" (далее - заявитель, общество, ПАО "НКМЗ") постановление N 406 не соответствует Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции". Оспариваемый акт фактически ограничивает ввоз на таможенную территорию Российской Федерации стальных кованых валков для прокатных станов, чем нарушает права и законные интересы общества, занимающегося производством указанного товара, противоречит принципам равенства и недискриминации участников внешнеэкономической деятельности. Оспариваемое постановление принято на основании необъективных выводов доклада Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "О результатах антидемпингового расследования в отношении импорта стальных кованых прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ПАО "НКМЗ" поддержал заявленное требование и пояснил, что общество являлось участником антидемпингового расследования, в 2006-2009 годах имело достаточную прибыль и не усмотрело необходимости повышать отпускную цену на поставляемые в Россию валки.
Правительство Российской Федерации полагает, что постановление N 406 принято в рамках полномочий, предоставленных ему положениями Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", и не противоречит международным правовым актам и положениям российского законодательства.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации сообщил, что в ходе проведенного антидемпингового расследования доводы общества не подтвердились, а проект постановления Правительства N 406 согласован с федеральными министерствами и ведомствами, в том числе с Федеральной антимонопольной службой, Федеральной таможенной службой и Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено право Правительства Российской Федерации применять специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации.
Следовательно, суд не может согласиться с доводами заявителя о несоответствии постановления N 406 Закону "О защите конкуренции" и Закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, проведения расследований, предшествующих введению названных мер, регулируются положениями Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Однако общество ни в заявлении, ни в ходе судебного заседания не указывало на несоответствие оспариваемого нормативного акта данному Закону.
Согласно подпункту 5.8.11 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 Положения Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, а также компенсирующих мер, предусмотренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 г., подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с главой 5 Закона N 165-ФЗ провело антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных кованых прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, результаты которого отражены в соответствующем докладе. В частности, установлено наличие демпингового импорта прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, наличие материального ущерба отрасли российской экономики и наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и материальным ущербом отрасли российской экономики.
Доклад содержал предложения о целесообразности введения антидемпинговой меры, а также проект постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов".
Общество являлось участником данного расследования, могло предоставлять необходимую информацию.
В заявлении об оспаривании принятого по результатам антидемпингового расследования постановления Правительства N 406 общество не приводит каких-либо доказательств, подтверждающих указанные им факты.
На нарушение процедуры проведения антидемпингового расследования общество не ссылается.
Также суд учитывает дополнительные пояснения представителя Правительства Российской Федерации о том, что, исходя из положений статьи 4 Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, принятого решением Межгосударственного совета Евразийского Экономического Сообщества от 19.11.2010 N 59, оспариваемое постановление N 406 утратило свое действие. Комиссией Таможенного союза принято решение от 09.12.2011 N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе", вступившее в силу с 19.02.2012.
Таким образом, оспариваемое обществом постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2011 N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов" принято в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий и соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
При названных обстоятельствах заявление общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2011 N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов" соответствующим Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Публичному акционерному обществу "Новокраматорский машиностроительный завод" в удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья |
А.И. Чистяков |
Судья |
В.Н. Александров |
Судья |
А.Е. Березий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался акт, которым сроком на 3 года была введена антидемпинговая пошлина на ввоз стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины.
По мнению заявителя, этот акт фактически ограничивает ввоз в Россию названной продукции, что противоречит принципам равенства и недискриминации участников внешнеэкономической деятельности.
ВАС РФ отклонил эти доводы и отметил следующее.
Порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, проведения расследований, предшествующих установлению этих мер, регулируется специальным законом.
Между тем заявитель не ссылался на несоответствие оспариваемого акта данному закону.
Перед введением данной пошлины было проведено антидемпинговое расследование в отношении импорта названных стальных кованых прокатных валков. Результаты были отражены в соответствующем докладе.
В частности, было установлено наличие демпингового импорта этих товаров, материального ущерба отрасли российской экономики и причинно-следственной связи между этими обстоятельствами. Доклад содержал предложения о целесообразности введения антидемпинговой меры.
Заявитель являлся участником данного расследования и мог предоставлять необходимую информацию.
Ссылок на нарушение процедуры проведения антидемпингового расследования нет.
Соответственно, не имеется оснований для признания акта недействующим как противоречащего закону.
Кроме того, на данный момент оспариваемый акт утратил силу в соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского Экономического Сообщества.
С 19.02.2012 действует иной акт, предусматривающий аналогичную пошлину в отношении этих товаров (решение Комиссии ТС).
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N ВАС-16795/11
Текст решения официально опубликован не был