Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 февраля 2012 г. N 03-04-06/6-41
Вопрос: На практике у Банка возникают ситуации, когда в результате незаконных действий третьих лиц, в частности, в результате мошеннических действий с находящимися в обращении пластиковыми картами, эмитированными Банком, у клиентов Банка - держателей таких пластиковых карт возникает материальный ущерб в виде похищенных денежных средств. В таких случаях Банк несет расходы, возмещая клиентам потери, связанные с мошенническими транзакциями по пластиковым картам.
Принятие Банком решения о возмещении клиентам потерь, связанных с мошенническими действиями третьих лиц с банковскими картами (с использованием украденных, поддельных банковских карт и т.п.), совершенными не через банкоматы, осуществляется на основании следующих документов:
- заявления клиента о несогласии с операцией по банковской карте (к заявлению прилагаются доказательства, например, копия загранпаспорта или иные документальные доказательства своей непричастности к операции с банковской картой, проездные документы, справка с места работы о местонахождении в момент совершения операции и т.н.);
- копии чеков (слипов) с подписью предъявителя карты, полученные Банком от международной платежной системы. Подпись на чеках не совпадает с подписью клиента.
В тех случаях, когда расследование проводится по мошенническим действиям третьих лиц, совершенных через банкоматы (при помощи поддельных банковских карт, использованием мошеннических устройств и т.д.) основанием для возмещения служат следующие документы:
- заявление клиента о несогласии с операцией по банковской карте;
- отчет о работе банкомата в период совершения мошеннических действий;
- лента журнального принтера банкомата;
- информация в отношении компрометации карты, полученная от международной платежной системы, или видеозапись, подтверждающая снятие средств не клиентом.
В вышеперечисленных документах содержится информация о корректности обработки транзакций платежной системой и Банком, о предпринятых Банком действиях в части расследования мошеннических транзакций, а также пояснения касательно мошеннического характера операций и сведения о сумме ущерба, понесенного клиентом.
Просим Вас разъяснить, необходимы ли какие-либо иные документы, помимо указанных выше для подтверждения причинения реального ущерба клиенту, возмещение которого не образует экономическую выгоду для клиента и, следовательно, не является его доходом, облагаемым НДФЛ?
Вправе ли Банк учитывать для целей налогообложения прибыли расходы по возмещению клиентам - держателям пластиковых карт убытков, понесенных в результате мошеннических действий третьих лиц, если обязанность компенсации ущерба держателю карты следует из условий, заключенных между Банком и клиентом договоров и соглашений?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций сумм убытков, причиненных клиентам банка в результате незаконных действий третьих лиц, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходом физических лиц согласно статье 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Как следует из письма, клиентам банка возмещается сумма денежных средств, списанных с их карточных счетов в результате незаконных действий третьих лиц.
Таким образом, поскольку в результате незаконных действий третьих лиц клиентам банка причинен реальный ущерб, суммы возмещения данного ущерба при условии его документального подтверждения не образуют экономическую выгоду для данных физических лиц и, соответственно, не являются их доходом и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
2. Налог на прибыль организаций.
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Таким образом, ущерб держателю карты может быть обусловлен проведением операции по списанию со счета держателя карты суммы без распоряжения держателя карты в результате мошеннических действий третьих лиц с банковскими картами.
При выдаче карты держателю в банке открывается специальный счет, то есть банк и держатель карты вступают в отношения по договору банковского счета (статья 845 Гражданского кодекса), в которых банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
При оформлении заявления на выдачу банковской карты между эмитентом банковской карты и ее держателем заключается договор, определяющий права и обязанности сторон в связи с выдачей карты соответствующей платежной системы.
Такие правила содержат положения об обязанностях держателя карты в части вопросов безопасности, порядке контроля за совершаемыми банком по распоряжению держателя карты трансакциями, финансовой ответственности сторон. Кроме того, вовлечение в оборот карты определенной платежной системы (Visa, Mastercard и др.) предполагает использование международных Операционных правил этой платежной системы, в которых, в частности, содержатся положения об ответственности по трансакциям по поддельным картам.
Если обязанность компенсации ущерба держателю карты следует из условий указанных договоров и соглашений, то такие расходы банка могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса.
Документальным подтверждением указанных убытков будут являться документы, свидетельствующие о факте причинения держателю карты ущерба и возникновении у банка обязанности по его компенсации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.