Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 марта 2012 г. N 03-03-10/19
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения доли участия в уставном (складочном) капитале организаций для целей налогообложения и сообщает, что поддерживает позицию ФНС России по указанному вопросу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании КГН.
Данное условие может подтверждаться выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров акционерных обществ, списками участников общества с ограниченной ответственностью, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.
Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном НК РФ (второй абзац пункта 2 статьи 25.2 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 105.2 НК РФ установлено, что доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.
Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ) голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.
Как следует из положений пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы обыкновенных акций общества имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.
Акционеры - владельцы привилегированных акций общества имеют право голоса только в случаях, установленных Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ (пункт 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Акционеры - владельцы привилегированных акций в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, обладают правом участвовать в общем собрании акционеров и голосовать по определенным вопросам повестки дня.
Так, акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, а также вопроса, предусмотренного статьей 92.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций. Решение о внесении таких изменений и дополнений считается принятым, если за него отдано не менее чем три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, за исключением голосов акционеров - владельцев привилегированных акций, права по которым ограничиваются, и три четверти голосов всех акционеров - владельцев привилегированных акций каждого типа, права по которым ограничиваются, если для принятия такого решения уставом общества не установлено большее число голосов акционеров.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров - владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Учитывая изложенное, при создании КГН в целях соблюдения условий, установленных пунктом 2 статьи 25.2 НК РФ необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных.
Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
В случае, если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими, при условии документального подтверждения данного обстоятельства.
Например, если ОАО владеет 75 процентами уставного капитала ЗАО, что составляет 100 процентов обыкновенных акций, в то время как другие акционеры владеют 25 процентами уставного капитала ЗАО, являющимися привилегированными акциями (без права голоса на общем собрании акционеров), следовательно, для целей определения доли участия одной организации в другой при создании КГН на долю ОАО приходится 100 процентный пакет голосующих акций ЗАО.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) может создаваться юрлицами при следующем условии. Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других. Причем доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%.
Это условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании КГН. Оно может подтверждаться выписками из ЕГРЮЛ, из реестров акционеров, списками участников ООО, копиями учредительных документов, а также расчетами доли прямого и (или) косвенного участия.
Доля участия определяется в виде суммы выраженных в % долей прямого и косвенного участия.
Долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций или доля в уставном (складочном) капитале другой. Если такие доли определить невозможно - то непосредственно принадлежащая одной организации доля, рассчитываемая пропорционально количеству участников в другом юрлице.
При создании КГН необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях (как обыкновенных, так и привилегированных). Владельцы привилегированных акций имеют право голоса только в случаях, установленных Законом об АО.
То, что привилегированные акции не признаются голосующими, подтверждается решением последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по ним.
Если у владельцев таких акций не возникло право участвовать в общем собрании с правом голоса, то эти акции не считаются голосующими. Данное обстоятельство нужно подтвердить документально.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 марта 2012 г. N 03-03-10/19
Текст письма официально опубликован не был