Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о выкупе земельного участка в границах зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Геленджик и в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ), пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
В соответствии с Перечнем особых охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Геленджика относятся к особо охраняемым природным территориям, имеющим федеральное значение.
Исходя из представленных материалов, речь идет о земельном участке, входящем в проектируемый округ (третья зона) горно-санитарной охраны курорта г. Геленджик.
В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - Постановление N 1425) режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 18 Постановления N 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
При этом в силу части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Из части 2 названной нормы следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Особо следует отметить, что рассматриваемыми актами устанавливается правовой режим территорий, но не принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Порядок разграничения и установления собственности на землю - это предмет правового регулирования отдельной группы нормативно-правовых актов.
Также следует учитывать, что федеральным законом, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в части исключения земель курортов из состава особо охраняемых природных территорий и исключения второй и третьей зон в составе округов санитарной (горно-санитарной) охраны из перечня земельных участков, ограниченных в обороте.
По вопросу определения размера и порядка исчисления выкупной стоимости или арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности Московской области и расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации Департамент недвижимости считает возможным сообщить.
Действующее законодательство не дает однозначного ответа на поставленный вопрос. Однако из положений статей 71 - 73 Конституции Российской Федерации следует, что акты органов государственной власти Российской Федерации имеют силу в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляет свою юрисдикцию соответствующий орган власти.
По данному вопросу Департамент недвижимости рекомендует обратиться к правовым позициям, сформированным в следующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации: определение от 06.12.2001 N 250-о, постановление от 14.07.1997 N 12-п, определение от 08.06.2000 N 90-о.
Директор Департамента недвижимости |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 февраля 2010 г. N Д23-334 "О выкупе земельного участка в границах зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Геленджик"
Текст письма официально опубликован не был