Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Е. Николаевского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции требования гражданина В.Е. Николаевского о признании действий военного комиссариата по приостановлению и прекращению выплаты пенсии его отцу, объявленному судом умершим, и отказа в выплате наследникам неполученных наследодателем при его жизни сумм данной пенсии незаконными, а также взыскании данных денежных сумм были удовлетворены частично. Определением суда кассационной инстанции, оставленным без изменения судом надзорной инстанции, указанное решение отменено и принято новое решение - об отказе в иске, поскольку истцу как наследнику не принадлежит право обжаловать действия военного комиссариата по приостановлению и прекращению выплаты пенсии его наследодателю.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Е. Николаевский оспаривает конституционность статей 1110, 1112 и 1183 ГК Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 35, 39 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той части, в какой они препятствуют предъявлению наследниками требований, связанных с выплатой им сумм пенсии, не полученных наследодателем при жизни, вследствие его безвестного отсутствия и действий должностных лиц.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Е. Николаевским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из статьи 1183 ГК Российской Федерации следует, что право на получение соответствующих сумм пенсии наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены. Получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права пенсионера на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере. Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие решения (акта) о выплате (начислении) ему пенсии (задолженности по пенсии) конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством, - либо органом, непосредственно осуществляющим пенсионное обеспечение, либо юрисдикционным органом, рассматривающим спор в рамках процессуальных правоотношений, возникающих в связи с социальным обеспечением граждан (вышестоящим органом или судом общей юрисдикции), куда пенсионер может обратиться в случае спора о праве на получение соответствующих сумм пенсий. При отсутствии оснований, влекущих обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере (образовавшуюся по каким-либо причинам задолженность по пенсии), отношения по начислению, перечислению (переводу) и выплате сумм пенсий не возникают. Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни (Определение от 19 мая 2009 года N 531-О-О и др.).
Иными словами, наследники, как не обладающие всеми правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог бы реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, не вправе совершать действия, в том числе направленные на оспаривание решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о приостановлении или прекращении выплаты пенсии наследодателю, - это является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.
Таким образом, рассматриваемые в системной связи положения статей 1110, 1112 и 1183 ГК Российской Федерации в части, устанавливающей порядок наследования сумм пенсий, не полученных наследодателем, учитывают специфику прав, существующих в рамках отношений по пенсионному обеспечению, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаевского Виталия Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся выплаты наследникам сумм пенсий, не полученных наследодателем при жизни.
По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они препятствуют наследникам предъявить требования, связанные с выплатой им сумм пенсии, которые не были получены наследодателем при жизни из-за его безвестного отсутствия и в результате действий должностных лиц.
Отклоняя эти доводы, КС РФ разъяснил следующее.
На соответствующие суммы пенсии наследники вправе претендовать только тогда, когда они подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.
Получение (выплата) причитающейся пенсионеру пенсии - результат совершения ряда последовательных действий, в т. ч. связанных с установлением соответствующего права на это.
Непосредственной выплате подобных денег предшествует принятие решения (акта) о начислении лицу пенсии (задолженности по ней) конкретного вида.
При отсутствии оснований, которые влекут обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере, отношения по ее начислению, перечислению (переводу) не возникают.
Наследники не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению. Поэтому они не вправе требовать предоставить им материальное обеспечение, предусмотренное в рамках подобного правоотношения. Природа и содержание их прав носят иной характер.
Их права производны от принадлежащих наследодателю только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни.
Иными словами, наследники не обладают всеми правами наследодателя, которые он мог бы реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения.
Поэтому они не вправе совершать действия, в т. ч. направленные на оспаривание решений органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о приостановлении или прекращении выплаты пенсии наследодателю.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 188-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаевского Виталия Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьями 1110, 1112 и 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был