Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2012 г. N 32-Г12-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А., судей Задворнова М.В., Назаровой A.M.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Хитровой В.С. к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности по перерасчету пенсии по кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 30 ноября 2011 года, которым исковые требования Хитровой B.C. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Хитрова B.C. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, возложении обязанности произвести перерасчет её пенсии. В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что в период с 1993 года по 2008 год проходила военную службу в войсковой части ... На основании приказа от 29 мая 2008 года N 22 была уволена с военной службы в запас с должности ... по подпункту "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья). В период службы на занимаемой должности она в силу своих должностных обязанностей была постоянно занята на работах с химическим оружием, неоднократно осуществляла работы по техническому обслуживанию и обеспечению безопасности хранения, перевозки, содержания, использования и расснаряжения химического оружия, в том числе и при проведении полевых занятий и учений на объекте по уничтожению химического оружия, что дает ей право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по её воинской должности с применением коэффициента "1,5".
По делу в качестве третьего лица привлечена войсковая часть ... В судебном заседании представитель третьего лица полагал исковые требования обоснованными.
Представитель военного комиссариата Саратовской области в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Саратовского областного суда от 30 ноября 2011 года исковые требования Хитровой B.C. удовлетворены - за ней признано право на перерасчёт ранее назначенной пенсии с учётом повышения должностного оклада с применением коэффициента 1,5 с 10 июня 2008 года. На ответчика возложена обязанность начислять и выплачивать Хитровой B.C. пенсию с учетом размера повышения тарифных ставок, должностных окладов по 2-й группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5 в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". С военного комиссариата Саратовской области в пользу Хитровой B.C. взысканы судебные расходы в размере ... рублей.
В кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части второй статьи 354 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что с 30 мая 1995 года по 29 мая 2008 года Хитрова B.C. проходила военную службу в войсковой части ... сначала в должности ... сначала ... а затем - ...
Приказом от 9 июня 2010 года она была уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья, с 10 июня 2010 года ей назначена военная пенсия, размер которой определён без учёта надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, занимаемой на момент увольнения.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно ч. 1 ст. 49 этого же Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, подлежат пересмотру при увеличении учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-Ф3 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25, введённым в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Указанными Списками предусмотрены производство с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии: войсковая часть ..., и должность - ... войсковой части ..., относящаяся к поименованной в Списке должности - "делопроизводитель (всех категорий и наименований)".
Судом установлено, что штат войсковой части ..., действовавший с 1993 года до января 2009 года, содержит наименование должности "делопроизводитель".
Разрешая спор, суд с учетом приведенных норм, регулирующих возникшие правоотношения, и представленных по делу доказательств пришёл к правильному выводу о том, что Хитрова B.C., которая занимала перед увольнением со службы должность, предусмотренную соответствующим Списком профессий и должностей, приобрела право на указанные выше социальные гарантии.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360-362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горохов Б.А. |
Судьи |
Задворнов М.В. |
|
Назарова A.M. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2012 г. N 32-Г12-5
Текст определения официально опубликован не был