Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 44-Г12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Фурашова О.В. на решение Пермского краевого суда от 7 декабря 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утвержденного Указом Губернатора Пермской области от 21 января 2005 года N 11.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 ноября 2004 года Законодательным Собранием Пермской области принят и 30 ноября 2004 года подписан исполняющим обязанности Губернатора Пермской области Закон Пермской области N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (далее - Закон Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388).
Закон Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 опубликован в печатных изданиях "Звезда" от 11 декабря 2004 года, N 206-207; "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", 27 января 2005 года, N 1, II часть.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, что предусмотрено в пункте 2 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
21 января 2005 года Губернатором Пермской области издан Указ N 11, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края (далее - Положение).
Указ опубликован в печатном издании "Пермские новости" 28 января 2005 года, N 4.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 1.2 Положения меры социальной поддержки в соответствии с данным Положением предоставляются ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Фурашов О.В., имеющий звание "Ветеран труда" ввиду назначения пенсии за выслугу лет, обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 и абзаца 2 подпункта "а" пункта 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, имеющим стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Решением Пермского краевого суда от 7 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Фурашова О.В. отказано.
В кассационной жалобе Фурашов О.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В целях реализации названного полномочия Законодательным Собранием Пермской области принят Закон от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и 21 января 2005 года Губернатором Пермской области издан Указ N 11, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ).
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствует пункт 2 статьи 10 названного федерального акта.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Сравнительный анализ оспариваемых положений региональных актов с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями и не противоречит федеральному законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что Пермский край как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, подлежащих обеспечению мерами социальной поддержки, а также условия предоставления мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фурашова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 44-Г12-1
Текст определения официально опубликован не был