Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 60-Г11-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим п. 5.9 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Камчатского края, утверждённого Законом Камчатского края от 19 марта 2009 г. N 246, по кассационным жалобам губернатора Камчатского края и правительства Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 18 октября 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт Камчатского края противоречит федеральному и региональному законодательству.
Камчатским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просят в кассационных жалобах губернатор Камчатского края и Правительство Камчатского края, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 19 марта 2009 г. принят Закон Камчатского края N 246 "Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Камчатского края", опубликованный в печатном издании "Официальные Ведомости" 26 марта 2009 г., N 55-56.
Статьёй 1 данного закона утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Камчатского края (далее - Положение).
Согласно преамбуле Положение устанавливает единый порядок формирования кадрового резерва Камчатского края (далее - сводный кадровый резерв) и кадровых резервов государственных органов Камчатского края (далее - кадровый резерв), а также определяет организацию работы с ним для дальнейшего замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Камчатского края (далее - гражданской службы).
В соответствии с п. 5.9 Положения по решению представителя нанимателя гражданский служащий (гражданин), включённый в кадровый резерв или в сводный кадровый резерв для замещения должности гражданской службы, с его письменного согласия может быть назначен на другую должность, на которую не сформирован кадровый резерв, в случае соответствия гражданского служащего (гражданина) квалификационным требованиям, определённым должностным регламентом по этой должности. В этом случае должность гражданской службы, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы и категории должностей, к которым относится должность, на которую он включён в кадровый резерв или сводный кадровый резерв.
Суд, признавая недействующей приведённую норму, исходил из вывода о том, что она противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Этот вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Правоотношения в указанной выше сфере регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ст. 3). В числе принципов гражданской службы названы единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее' прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (ст. 4).
Статьёй 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплён единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок поступления и замещения должностей - по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Частью 2 этой статьи предусмотрены случаи, когда конкурс не проводится, в том числе при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее - кадровый резерв) формируется с учётом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы, а также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39 данного акта. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном ст. 22 этого же акта. При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, без проведения конкурса соблюдается порядок поступления и замещения должностей государственной гражданской службы и принцип обеспечения равного доступа граждан к гражданской службе, поскольку кадровый резерв сформирован на конкурсной основе в порядке, установленном ст. 22 вышеупомянутого документа.
Сравнительный анализ п. 5.9 Положения с приведёнными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое регулирование нарушает принцип равного доступа граждан к гражданской службе, поскольку фактически предусматривает возможность назначения на вакантную должность государственной гражданской службы без проведения конкурса, что противоречит требованиям ст.ст. 22 и 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Как правильно указано судом в решении, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе выйти за рамки действующего законодательства и расширить перечень предусмотренных названным выше актом исключений из общего правила, когда не применяется конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и замещения должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных Законом в качестве оснований для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационных жалобах.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 18 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы губернатора Камчатского края и правительства Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. N 60-Г11-18
Текст определения официально опубликован не был