Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 334-П11
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Соловьева В.Н., Хомчика В.В.,
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорным жалобам осуждённого Чиркова В.Ю., адвоката Голицына В.А. на приговор Верховного Суда Республики Татарстан от 22 октября 2008 года, по которому
Чирков В.Ю., ..., осуждён:
- по ч. 1 ст. 209 УК РФ к 11 годам лишения свободы;
- по ч. 1 ст. 210 УК РФ к 11 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы;
- по п.п. "в", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 222 УК РФ к 6 годам лишения свободы;
- по п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы;
- по п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы;
- по ч. 4 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года) к 9 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по ч. 1 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к 24 годам лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, остального срока - в исправительной колонии строгого режима.
По ст. 103 УК РСФСР Чирков В.Ю. от наказания освобождён в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Филимонов Е.Г., ..., судимый 20 июня 1995 года по ст. 206 ч. 2 УК РСФСР к 1 году лишения свободы, освобождён 30 декабря 1995 года по отбытии наказания,
осуждён к лишению свободы:
- по ч. 2 ст. 209 УК РФ на 8 лет;
- по ч. 2 ст. 210 УК РФ на 4 года;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 10 лет;
- по ч. 3 ст. 222 УК РФ на 5 лет, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний на 12 лет в исправительной колонии строгого режима.
Андрейчев С.В., ..., осуждён к лишению свободы:
- по ч. 2 ст. 210 УК РФ на 3 года;
- по п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на 8 лет;
- по п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на 8 лет, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний на 9 лет в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года приговор в отношении Чиркова В.Ю. в части его осуждения по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (эпизод в ноябре 2006 года) и ч. 1 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (эпизод с марта 2006 года по 10 января 2007 года) отменён и дело в этой части производством прекращено за отсутствием в действиях Чиркова В.Ю. состава преступления.
Этот же приговор в отношении Чиркова В.Ю. изменён, смягчено назначенное Чиркову В.Ю. наказание с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ: по ч. 1 ст. 209 УК РФ до 10 лет лишения свободы, по ч. 1 ст. 210 УК РФ до 10 лет лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "е", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ до 10 лет лишения свободы, по п.п. "в", "ж", "з", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ до 13 лет 4 месяцев лишения свободы, по ч. 3 ст. 222 УК РФ до 5 лет 4 месяцев лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний Чиркову В.Ю. назначено 22 года лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а остального срока - в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Чиркова В.Ю. и тот же приговор в отношении Филимонова Е.Г. и Андрейчева С.В. оставлен без изменения.
По настоящему делу осуждены также Гринин О.Г., Прокаев А.В., Гарифуллин Р.Х., Оконечников А.Ю., Душкин С.В., Поликарпов И.М., Кулькова Н.И., Пешая Л.А., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.
В надзорных жалобах ставится вопрос о пересмотре состоявшихся судебных решений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорных жалоб и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., адвокатов Урсола А.Л., Голицына В.А., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Чирков, Филимонов, Андрейчев осуждены за совершение преступлений при следующих обстоятельствах.
... образовалось и существовало объединение подростков и молодёжи (группировка), собиравшихся в группы по территориальному признаку, по месту жительства, для совершения хулиганских и иных противоправных действий в отношении других подобных группировок.
Указанная группировка, именуемая ..., характеризовалась устойчивостью, организованностью, тесной взаимосвязью между её членами. Руководителем группировки стал С. В группировку добровольно вошли Гринин, Чирков, Прокаев, Филимонов, Душкин, Оконечников. После убийства С. группировку ... возглавили Гринин, Чирков и К.
С начала 1996 года указанные лица с целью усиления влияния объединили вокруг себя наиболее активных лиц, вооружили огнестрельным оружием и боеприпасами, создав вооружённую банду, куда вошли вышеуказанные лица. Оставшаяся часть группировки ... была подчинена участникам банды. Устойчивая вооружённая группа (банда) характеризовалась устойчивым, стабильным и постоянным составом. Состав банды продолжал существовать до 2006 года, включая Чиркова, Филимонова и других.
Участники банды действовали согласованно между собой на протяжении длительного времени - с 1996 года по 2006 год включительно, применяя одни и те же способы преступной деятельности - нападения на граждан и их убийство.
Андрейчев вошёл в "бригаду Гринина" в 2005 году. Одновременно с этим Гринин, Чирков и К. для осуществления коллегиального руководства над деятельностью всей преступной организации сформировали объединение организаторов, руководителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения преступлений.
Гринин, Чирков и К. в составе преступного сообщества, действуя и принимая решения коллегиально, организовали деятельность структурных подразделений в составе преступного сообщества, определяли общую политику преступного сообщества, направленную на достижение криминального лидерства ..., принимали решения об убийствах.
Чирков отвечал за вооружённость банды, Андрейчев и другие лица с целью пополнения денежных средств осуществляли незаконный сбыт наркотиков в особо крупных размерах.
Филимонов и другие лица в микрорайоне ... организовали и контролировали деятельность нелегальных ночных автостоянок, направляя часть дохода в "общак" преступного сообщества. Чирков, Оконечников, Гарифуллин также обеспечивали пополнение финансовой базы преступного сообщества путём организации легального и нелегального бизнеса.
Преступное сообщество было вооружено огнестрельным оружием.
10 сентября 1996 года, ночью, Чирков не менее 5 раз из пистолета выстрелил в М., полагая, что он участник группировки ... и убил его.
18 июля 1998 года Гринин, Чирков и другие участники преступного сообщества привлекли Душкина и Филимонова к совершению убийства Х. В 18 часов 30 минут того же дня во дворе домов по ул. ... Душкин и Филимонов из пистолетов произвели выстрелы в группу лиц из числа членов группировки ... Н. и З. были причинены телесные повреждения, повлекшие легкий вред здоровью. Огнестрельные ранения были причинены Ф. и Х. Полагая, что Х. скончался, Душкин и Филимонов скрылись. После этого Грининым, Чирковым и К. было принято решение о доведении убийства X. до конца. В сентябре-октябре 1998 года Гринину было передано самодельное взрывное устройство, которое было установлено под днище автомашины X. Когда Х. вышел из подъезда и сел в автомашину, Гринин совершил попытку подрыва, однако взрыва не произошло.
Гринин и Чирков поручили К. путём выстрелов из карабина убить Х. Чирков на машине подвозил К. для ведения наблюдения и выбора места для стрельбы. Однако К. был обнаружен охраной Х. Для получения информации о Х. Чирков и Гринин решили похитить Ф.
13 марта 1999 года З. на автомашине привёз Ф. После чего, применяя насилие, Гринин и К. перевезли его на территорию санатория ... С 13 по 14 марта 1999 года Чирков, Гринин и другие удерживали Ф. в помещении охранников базы, требуя сообщить информацию о месте нахождения Х. Получив интересующую их информацию, Гринин путём удушения убил Ф.
В марте 1999 года Кулькова и Пешая сообщили о прибытии ... К. с крупной суммой денег для покупки полиэтилена. Гринин встретил её на вокзале. Действуя согласованно с Чирковым и другими, вывез К. в лесной массив. Чирков их сопровождал. Гринин задушил К. Он же, а также Чирков и Оконечников перевезли труп в гараж, где похитили не менее ... долларов США.
18 июля 2001 года Чирков, Оконечников, Г. и Прокаев вывезли С. в безлюдное место, где из мести Чирков выстрелами из пистолета совершил убийство потерпевшего.
Осенью 2001 года Гринин с ведома и одобрения Чиркова с целью извлечения прибыли для личного обогащения и пополнения "общака" принял решение об осуществлении незаконного сбыта наркотических средств в особо крупном размере, создал для этого группу, куда вошёл Андрейчев, обязавшийся сбывать героин лично либо через других лиц.
В сентябре 2005 года Андрейчев, незаконно получив от Г. партию марихуаны в особо крупном размере не менее 14 килограмм, незаконно хранил её с целью сбыта в погребе своего дачного дома.
С сентября по ноябрь 2005 года Андрейчев сбыл Поликарпову частями марихуану в количестве не менее 13 кг 720 гр. Поликарпов передал Андрейчеву деньги.
В декабре 2005 года Г. передал Андрейчеву для сбыта очередную партию марихуаны весом не менее 10 килограмм, столько же передал в феврале 2006 года.
В период с декабря 2005 года по июнь 2006 года Андрейчев, действуя в составе организованной группы под руководством Гринина, частями сбыл марихуану Поликарпову, а часть хранил в погребе дачного домика. Поликарпов, кроме этого, действуя в интересах преступного сообщества и его руководителей, в период с осени 2001 года по 2 ноября 2006 года осуществлял незаконный сбыт героина в особо крупном размере.
Руководители устойчивой вооруженной группы (банды) с января 1996 года, а с 1998 года по 2006 год - преступного сообщества (преступной организации) ... Гринин, Чирков и К. и её участники Прокаев, Оконечников, Филимонов, Душкин, действуя в составе организованной группы, для вооружения банды и структурных подразделений преступного сообщества, не имея на то соответствующих разрешений, приобретали, передавали, сбывали, хранили, перевозили и носили огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
В надзорной жалобе осуждённый Чирков ставит вопрос об отмене кассационного определения в связи с нарушением права на защиту. В суде кассационной инстанции адвокат его интересы не представлял. Помимо этого, суд второй инстанции при назначении наказания указал на осуждение по ч. 4 ст. 226 УК РФ, однако это преступление ему не вменялось, и за его совершение он не осуждён.
Адвокат Голицын в надзорных жалобах в защиту Филимонова и Андрейчева просит об отмене кассационного определения и изменении приговора в отношении указанных лиц, поскольку не применён Уголовный закон, подлежащий применению в отношении Филимонова и Андрейчева, улучшающий их положение. В действиях Филимонова нет состава бандитизма, а виновность Андрейчева по ч. 2 ст. 210 УК РФ не доказана. Андрейчев непричастен к совершению преступления, предусмотренного п.п. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (сентябрь-ноябрь 2005 года), Филимонову и Андрейчеву назначено несправедливое наказание. Предыдущая судимость Филимонова погашена, что аннулирует все правовые последствия, связанные с этой судимостью. Имеются все основания для назначения Андрейчеву наказания с применением ст. 64 УК РФ. При отсутствии письменного отказа от защитника, уголовное дело в отношении Филимонова и Андрейчева в суде второй инстанции рассмотрено без участия адвокатов с нарушением права на защиту.
Рассмотрев уголовное дело по надзорным жалобам осуждённого Чиркова и адвоката Голицына, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит жалобы подлежащими частичному удовлетворению, а кассационное определение - отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 379, п. 3 ч. 2 ст. 409 УПК РФ в связи с нарушением Уголовно-процессуального закона.
Согласно п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ, а также если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ данное требование закона распространяется и на осуждённых.
Из материалов дела усматривается, что осуждённый Чирков и его адвокат, а также осуждённые Филимонов и Андрейчев обжаловали приговор в кассационном порядке, оспаривая его обоснованность.
Рассмотрение дела в кассационном порядке в отношении указанных лиц проходило без участия адвокатов, которые в судебное заседание не явились.
Вопросы о причинах неявки адвокатов и об обеспечении осуждённых другими защитниками кассационной инстанцией не выяснялись и не обсуждались.
Данных о том, что осуждённые отказались от помощи защитников в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ, в материалах дела не имеется.
Таким образом, при кассационном рассмотрении уголовного дела было нарушено право указанных осуждённых на защиту, поэтому кассационное определение в отношении них подлежит отмене, а уголовное дело - передаче на новое кассационное рассмотрение.
Принимая во внимание, что Чирков, Филимонов, Андрейчев осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы, могут скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, Президиум в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает им меру пресечения в виде заключения под стражу.
Иные доводы надзорных жалоб, касающиеся обоснованности осуждения вышеуказанных лиц, могут быть проверены при новом кассационном рассмотрении дела.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 407, п. 5 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорные жалобы осуждённого Чиркова В.Ю., адвоката Голицына В.А. удовлетворить частично.
2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года в отношении Чиркова В.Ю., Филимонова Е.Г., Андрейчева С.В. отменить и уголовное дело передать на новое кассационное рассмотрение.
3. Избрать в отношении Чиркова В.Ю., Филимонова Е.Г., Андрейчева С.В. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 8 мая 2012 года.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 334-П11
Текст постановления официально опубликован не был