См. ответ, приведенный в письме Минфина РФ от 24 апреля 2012 г. N 03-08-07
В 2010 году в Соединенных Штатах Америки был принят "Закон о налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA) (http://www.cticompliance.com/assets/pdf/FinalFATCAText.pdf), предусматривающий внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Положения FATCA, вступающего в силу с 1 января 2013 года, затронут деятельность финансовых организаций во всем мире, в том числе деятельность российских кредитных и других финансовых организаций.
Механизм применения FATCA требует от российских финансовых организаций учреждений заключить специальное соглашение с налоговой службой США (Internal Revenue Service, IRS), осуществлять контроль за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в российских финансовых организациях, и информировать о них IRS.
В случае отсутствия у российской финансовой организации соглашения с IRS после 1 июля 2013 года у такой финансовой организации может быть в принудительном порядке удержано 30% от сумм ее международных банковских переводов, если банк - контрагент или банк - корреспондент сочтет, что в отношении получателя платежа должны быть применены требования FATCA.
Таким образом, неучастие в FATCA российских финансовых организаций создает для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций в виде принудительного изъятия 30 процентов платежей, а выполнение требований FATCA - риски нарушения российского законодательства о банковской и налоговой тайне, а также о персональных данных.
Отсутствие официальной реакции Российской Федерации на принятие указанного закона США и всесторонней оценки его влияния на российскую финансовую систему создает ситуацию, при которой российские финансовые организации будут вынуждены определять свои действия только исходя из интересов конкретных собственников, без учета потребностей и репутационных рисков финансовой системы Российской Федерации и интересов государства в целом.
Вместе с тем, ряд европейских стран (Франция, Германия, Италия и Испания), учитывая необходимость реализации требований FATCA, к настоящему времени уже достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA на уровне государств. На основании совместного заявления указанные европейские государства и их финансовые организации признаются соответствующими и участвующими в FATCA.
По сравнению с иностранными государствами и их финансовыми организациями, которые заключают соглашения с IRS напрямую, государства - участники FATCA и их финансовые организации буду иметь, в частности, следующие преимущества:
- информация по налогоплательщикам США передается в IRS централизовано налоговыми ведомствами этих стран;
- IRS в ответ обязуется передавать в налоговые ведомства этих стран информацию по налогоплательщикам этих стран, имеющим счета в финансовых организациях США;
- сбор информации для IRS осуществляется национальным налоговым ведомством централизовано с соблюдением требований национального законодательства, а не американского закона;
- для финансовых организаций стран-участниц FATCA отменяются следующие требования: закрытие счетов клиентов, отказывающихся поддерживать выполнение FATCA; безакцептное списание с переводов клиентам, отказывающимся поддерживать выполнение FATCA; безакцептное списание с переводов финансовым организациям стран-участниц FATCA.
В целях выяснения позиции органов государственной власти Российской Федерации по вопросу о присоединении к участию в FATCA Ассоциация российских банков уже обращалась в МИД России, Минфин России, Банк России и в ФНС России.
Однако до настоящего времени консолидированная позиция указанных органов по решению рассматриваемой проблемы отсутствует.
В виду отсутствия согласованного решения российских государственных органов, направленного на решение вопроса о присоединении Российской Федерации к совместному заявлению европейских государств и США об участии в FATCA, российские финансовые организации во избежание возникновения у них существенных финансовых потерь, связанных со списанием 30 процентов от суммы платежей, будут вынуждены не позднее сентября 2012 года начать заключать соглашения с IRS.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о возможности реализации следующих инициатив банковского сообщества:
1. Поручить МИД России провести консультации с правительством США о заключении договора об участии Российской Федерации в FATCA.
2. В случае достижения соглашения о заключении договора об участии в FATCA поручить ФНС России провести консультации с IRS по вопросу выработки технологии обмена информацией в рамках достигнутых договоренностей.
3. Поручить Минфину России, Банку России и ФСФР совместно с ФНС России разработать механизм организации сбора финансовыми организациями информации по счетам налогоплательщиков США и передачи ее в ФНС России через Банк России.
Со своей стороны Ассоциация российских банков выражает готовность провести консультации в целях разъяснения положений FATCA, оказывать необходимое содействие при разработке механизмов организации контроля в финансовых организациях, а также механизмов взаимодействия финансовых организаций с ФНС России и Центральным банком Российской Федерации при реализации требований контроля за иностранными налогоплательщиками.
Приложение на 6 листах:
1) Совместное заявление США и европейских государств по FATCA (на английском и русском языке) на 6 листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Совместное заявление
Министерства финансов Соединенных Штатов Америки, Франции, Германии, Италии, Испании и Соединенного Королевства относительно межправительственного подхода к повышению уровня международного налогового комплаенса и реализации FATCA
А. Общие положения
1. Опираясь на давние и тесные связи в отношении взаимной помощи в вопросах налогообложения, Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство намерены усилить свое сотрудничество в борьбе с международным уклонением от уплаты налогов.
2. 18 марта 2010 года Соединенные Штаты Америки приняли Закон о соответствии иностранных счетов налогообложению (FATCA), который вводит требования к отчетности для иностранных финансовых организаций (FFIs) в отношении определенных счетов. Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство поддерживают основные цели FATCA. Применение требований к отчетности для некоторых иностранных финансовых организаций (FFIs) находящихся в разных странах, могут вызывать затруднения, связанные с блокировкой и закрытием счетов, а также с соблюдением ряда положений FATCA из-за правовых ограничений в этих странах.
3. Межправительственный подход к выполнению FATCA позволил бы рассмотреть соблюдение этих правовых препятствий, упростить практическую реализацию, а также уменьшить затраты на поддержание FFI.
4. В соответствии со стратегической целью FATCA - обеспечением отчетности, а не сбором налогов, Соединенные Штаты Америки готовы принять межправительственный подход к реализации FATCA и улучшению соблюдения международного налогового законодательства.
5. На данном этапе Соединенные Штаты Америки готовы оказать содействие в сборе и обмене автоматизированной информацией о счетах, открываемых гражданами Франции, Германии, Италии, Испании и Соединенного Королевства в американских финансовых организациях. Обсуждаемый подход будет способствовать соблюдению контроля в интересах всех сторон.
6. Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство стремятся снизить затраты на поддержание контроля за финансовыми организациями и готовы сотрудничать в долгосрочной перспективе для перехода к единой общей отчетности и стандартам.
7. Для достижения поставленных целей, Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство договорились прийти к общему подходу для реализации FATCA за счет единой внутренней отчетности и единой автоматизированной системы, а также на основе существующих двусторонних налоговых соглашений по вопросам налогообложения.
B. Возможные рамки межправительственного подхода
1. Правительство Соединенных Штатов Америки согласно подписать соглашение с странами-партнерами FATCA при соблюдении страной - партнером следующих условий, а именно:
a. применять необходимые меры и требования к участникам FFIs в пределах своей юрисдикции, собирать и предоставлять необходимую информацию странам - партнерам FATCA;
b. предоставить полномочия FFIs, созданным в стране-партнере FATCA (кроме FFIs, которые были исключены в соответствии с договором или директивой американского руководства), применять необходимые меры для унификации процедур идентификации и проверки финансового состояния счетов американских граждан; и
c. информировать Соединенные Штаты Америки о сообщениях FFIs.
2. С учетом вышеизложенного Соединенные Штаты Америки согласились бы:
a. Устранить обязанность участника - партнера FFI по FATCA, заключать отдельные соглашения с IRS (Службой внутреннего налогообложения). Если FFI будет зарегистрирован в IRS, он будет освобожден от последующей регистрации в соответствии с соглашением или IRS руководством;
b. Позволить участникам FFIs, созданным в партнерах по FATCA выполнять свои обязательства по предоставлению отчетности по FATCA через любого партнера по FATCA, а не сообщать об этом непосредственно в IRS;
c. Исключить налоговые удержания по платежам участников FFIs, созданным в партнерах по FATCA (то есть, идентифицировать всех FFIs партнеров FATCA как участников FFIs и условных участников FFIs);
d. Определять FFIs по определенным категориям, в соответствии с принципами IRS, в качестве законопослушного или представляющим низкий риск уклонения от налогов;
e. Придерживаться принципа обоюдности в отношении сбора и представления информации руководству FATCA о счетах американских граждан партнера по FATCA.
3. Кроме того, при заключении соглашения с партнером по FATCA, участники FFIs не будут обязаны:
a. Закрывать счета недобросовестным владельцам банковских счетов;
b. Вводить промежуточный платеж, предоставляющий возможность удержать средства недобросовестных владельцев;
c. Вводить промежуточный платеж на удержание средств по другим участникам - партнерам FFIs или в другой стране, с которой у Соединенных Штатов Америки есть соглашение о реализации FATCA.
4. Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Италия, Испания и Соединенное Королевство будут:
a. Разрабатывать практичный и эффективный альтернативный подход для достижения основных плановых заданий посредством введения промежуточного платежа для удержания средств, который будет минимизировать бремя.
b. В среднесрочной перспективе сотрудничать с партнерами по FATCA, OECD (Организацией экономического сотрудничества и развития), и если необходимо с ЕС, по внедрению FATCA для разработки единой модели автоматического обмена информацией, в том числе развитие системы отчетности и введение унифицирующих процедур проверки благонадежности клиентов и происхождения их средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 марта 2012 г. N А-01/65-164 "О вопросах применения закона США Foreign Account Tax Compliance Act"
Текст письма официально опубликован не был