Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее-НДС) при реализации тепловой энергии управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и сообщает следующее.
Из указанного выше запроса следует, что на рассмотрении Арбитражного суда Архангельской области находится более 40 исков жилищных организаций г. Архангельска о взыскании с ОАО, реализующего тепловую энергию жилищным организациям, неосновательного обогащения в размере сумм НДС, оплаченных этими жилищными организациями в составе стоимости реализованной в 2010 году тепловой энергии.
Общество не согласно с заявленными требованиями, поскольку в расчетах за тепловую энергию с жилищными организациями применяло тарифы, установленные уполномоченным государственным органом в области регулирования, что подтверждается письмом Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21.07.2011 г. N 313/2388, в котором указано, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2010-2011 гг. для потребителей сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в тариф не включена и не может быть включена в соответствии с нормативными актами в отношении ценообразования по тепловой энергии.
В данной ситуации обращаем внимание на следующее.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Таким образом, операции по реализации коммунальных услуг признаются объектом обложения НДС.
На основании пункта 1 статьи 154 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (пункт 13 статьи 40 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2012).
Пунктом 1 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Учитывая изложенное, при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), ресурсоснабжающая организация обязана увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и предъявить ее для оплаты покупателю.
В том случае если покупателем является население, то в соответствии с пунктом 6 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
С учетом изложенного при реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты - различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляется тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению - тариф, увеличенный на сумму налога.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 (далее-Постановление Пленума ВАС РФ).
Так, в пунктах 2 - 4 Постановления Пленума ВАС РФ указано на то, что судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по договорам продажи коммунальных ресурсов необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
Если судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
В материалах, приложенных к запросу, в частности, в письме Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21.07.2011 г. N 313/2388, не указана (не конкретизирована) категория потребителей, в отношении которых установлен тариф без учета в нем суммы НДС, в связи с чем не ясно, установлен ли регулирующим органом тариф для населения, а в случае - если установлен, то учитывает ли размер этого тарифа сумму НДС либо в него сумма НДС не включена.
Учитывая вышеизложенное, при реализации тепловой энергии ресурсоснабжающей организацией управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК налогообложение производится с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ.
Советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.