Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N 20-Г12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2011 года, которым удовлетворено заявление ЗАО "Хасавюртовский консервный завод" (далее - ЗАО "ХКЗ") и Умалатовой В.Г. о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя заявителей ЗАО "Хасавюртовский консервный завод" и Умалатовой В.Г. - Валигасанова А.У., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2007 года Правительством Республики Дагестан принято постановление N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские Огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск" (далее постановление).
Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" N 20, ст. 996, 29 декабря 2007 года.
Пунктом 2 постановления утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов и средний уровень кадастровой стоимости земель названных населенных пунктов (приложения N 1 и N 2).
В приложении N 1 к названному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земли по землям под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в кадастровом квартале N 199 в размере 5698,44 рубля и по землям под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок в кадастровом квартале N 178 в размере 1124,19 рублей.
ЗАО "ХКЗ" и Умалатова В.Г., являющиеся собственниками земельных участков, находящихся в указанных кадастровых кварталах, обратились в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в названных выше кадастровых кварталах в указанных размерах, мотивируя свои требования тем, что утвержденные удельные показатели значительно завышены, при этом их увеличение произведено без соблюдения установленной федеральным законодательством процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2011 года заявление ЗАО "Хасавюртовский консервный завод" и Умалатовой В.Г. удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель Министерства юстиции Республики Дагестан просит об отмене указанного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктом 11 которых предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15 февраля 2007 года за N 39 утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми должна проводиться оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом муниципальном районе (городском округе) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6-9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "от 25 декабря 2008 года"
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что Правительством Республики Дагестан не представлены доказательства в обоснование законности установления удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителям, при этом имело место значительное увеличение удельных показателей, которое осуществлено произвольно, без учета установленных законом факторов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства обстоятельства, подтверждающие, что в установленном федеральным законом порядке был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, и что этот отчет утвержден Роснедвижимостью на предмет его соответствия методическим рекомендациям.
Доказательств того, что надлежащим образом была проведена государственная кадастровая оценка земли в кадастровых кварталах N 178 и N 199, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, установив нарушение процедуры при определении государственной кадастровой оценки земель в кварталах N 178 и N 199, обоснованно признал недействующим в части постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 с момента его принятия.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленного судом решения.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушениях судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N 20-Г12-2
Текст определения официально опубликован не был