Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N 25-Г12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Сорокина А.Р. на решение Астраханского областного суда от 22 декабря 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Порядка обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года N 498-П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Астраханской области Донцовой М.Г. и Министерства здравоохранения Астраханской области Галичкиной О.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 ноября 2007 года Правительством Астраханской области принято постановление N 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" (далее - постановление), которое было опубликовано в печатном издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" 29 ноября 2007 года, N 54.
Пунктом 1 постановления утверждены Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области (далее - Порядок) и классификатор категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области (далее - классификатор).
Сорокин А.Р. обратился в суд с заявлением о признании недействующими порядка и классификатора, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года N 498-П, ссылаясь на то, что является неработающим инвалидом второй группы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусматривающим финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели, имеет право на обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета Астраханской области. Между тем, в оспариваемые порядок и классификатор не включен ряд групп населения, в том числе неработающие инвалиды второй группы, при амбулаторном лечении которых, лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что противоречит нормам федерального законодательства.
Решением Астраханского областного суда от 22 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Сорокина А.Р. отказано.
В кассационной жалобе Сорокин А.Р. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 октября 2010 года, пунктом 1 которого утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Программа), согласно разделу I которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Разделом II Программы установлено, что Территориальная программа включает в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
Согласно разделу III Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 N 782 Правительством Астраханской области издано постановление от 24 декабря 2010 года N 597-П, которым утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2011 год, предусматривающая, что за счет средств бюджета Астраханской области финансируются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой от свободных цен (приложение N 14).
30 июля 1994 года Правительством Российской Федерации издано Постановление N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890), пунктом 3 которого утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N 1).
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях N 1 и 2 к данному Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 ода N 5487-I, Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Правительством Астраханской области 16 ноября 2007 года принято постановление N 498-П, которым утверждены оспариваемые заявителем Порядок и классификатор.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Сорокину А.Р. с 1 октября 2008 года определена инвалидность 2 группы, II степени ограничения способности к трудовой деятельности по общему заболеванию и установлена трудовая пенсия по инвалидности, а также ежемесячная денежная выплата, в том числе набор социальных услуг, включающий в себя обеспечение лекарственными препаратами и курортно-санаторным лечением, проезд в пригородном транспорте и к месту лечения на железнодорожном транспорте.
При этом, в соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель на основании личного заявления от 27 сентября 2008 года отказался от получения набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного закона в натуральной форме, в связи с чем в качестве компенсации получает денежную выплату.
Отказывая Сорокину А.Р. удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав положения действующего федерального и областного законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий и права заявителя не нарушают.
При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемым актом установлены дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не включенных в федеральные Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или в Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сорокина А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 г. N 25-Г12-3
Текст определения официально опубликован не был