Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2012 г. N 47-Г12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании недействующим абз. 1 п. 4 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утверждённых указом Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. N 159-ук, по кассационному представлению прокурора Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 24 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Губернатора Оренбургской области Копыловой И.И., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., не поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим абз. 1 п. 4 названного выше регионального акта по основанию его противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Оренбургским областным судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокурор, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 26 ноября 2007 г. Губернатором Оренбургской области принят указ N 159-ук "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области", опубликованный в печатном издании "Оренбуржье" 30 ноября 2007 г., N 187.
Пунктом 1 утверждены Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области (далее - Правила).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу о том, что в оспариваемой части нормативный акт принят субъектом Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, и ему не противоречит.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственной гражданской службе), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона.
Пунктом 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных этим Кодексом.
Статьёй 50 Федерального закона о государственной гражданской службе определено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относится в том числе единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
На основании ст. 51 вышеупомянутого акта порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, занимающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учётом положений этой статьи.
Из изложенного следует, что определение размеров и условий оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных законом.
Вопросы организации государственной гражданской службы Оренбургской области регламентированы Законом Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. N 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" (с последующими изменениями), в соответствии со ст. 42 которого гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым также относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Следовательно, Губернатор Оренбургской области был вправе утвердить Правила и предусмотреть оспариваемое нормативное правовое регулирование.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Не имеет правого значения для разрешения данного дела ссылка прокурора на несоответствие оспариваемого указа постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих". Действие данного федерального акта не распространяется на государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 24 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2012 г. N 47-Г12-1
Текст определения официально опубликован не был