Приказ Минздрава СССР от 11 ноября 1971 г. N 810
"Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения"
Директивами ХХIX съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 годы предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала.
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении на органы здравоохранения возложена разработка и проведение мероприятии по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников.
В нашей стране для специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием* создана единая государственная система подготовки в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и университетах, а также на курсах усовершенствования и специализации при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения**.
Существующая система специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием органически связана с другими системами подготовки кадров здравоохранения (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура). Все эти системы носят характер последипломной подготовки.
Важную роль в совершенствовании системы специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием сыграла передача всех институтов усовершенствования врачей в непосредственное подчинение Министерства здравоохранения СССР, что позволило увеличить контингент врачей и провизоров, проходящих специализацию и повышение квалификации, во всех союзных республиках, сконцентрировать в одном или нескольких институтах подготовку по отдельным специальностям или дисциплинам (радиология, гигиена и токсикология химических веществ, геронтология и гериатрия, аллергология, медицинская генетика и др.)., расширить межреспубликанский обмен курсантами с целью всестороннего обмена передовым опытом.
В 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний 47830 врачей и провизоров, в 1969 году - 68183, в том числе за этот период увеличилось число врачей и провизоров, прошедших специализацию и совершенствование знаний в следующих союзных республиках: в РСФСР с 22852 до 38089, в Украинской ССР с 9913 до 15010, в Белорусской ССР с 1809 до 2203, в Грузинской ССР с 1242 до 1958 и т.д. Значительно расширялся межреспубликанский обмен врачами-курсантами. Так, если в 1965 году в Алма-Атинском институте усовершенствования врачей проходили специализацию и совершенствование знаний только врачи Казахской ССР, то в 1971 году прошли подготовку в этом институте врачи из 5 союзных республик, в Киевском институте усовершенствования врачей в 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний врачи из 11 союзных республик, в 1971 году - из всех союзных республик, в Казанском институте усовершенствования врачей в 1965 году проходили подготовку врачи только из РСФСР, а в 1971 году прошли подготовку врачи из 6 союзных республик.
Имеющие высшее образование медицинские и фармацевтические работники всех союзных республик получили возможность совершенствовать свои профессиональные знания в наиболее крупных научных и культурных центрах страны (Москва, Ленинград, Киев, и др.).
Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, который и в прежние годы проводил совершенствование знаний врачей всех союзных республик, за последние годы, благодаря улучшению планирования, получил возможность увеличить число мест, выделяемых различным союзным республикам.
Так, только, за период 1965-1969 г.г. число выделенных мест увеличилось для РСФСР на 40%, для Украинской ССР - на 40%, для Белорусской ССР - на 30%, для Узбекской ССР - на 60% и т.д.
В институтах (факультетах) усовершенствования врачей улучшилось качество учебного процесса и его оснащенность необходимыми оборудованием, аппаратурой, пособиями. Профессорско-преподавательский состав указанных институтов и факультетов постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, расширяет и углубляет научную подготовку. Улучшилось качество учебно-производственных планов институтов (факультетов) усовершенствования. Теснее стали контакты между институтами и факультетами усовершенствования в вопросах учебной, научно-методической и научно-исследовательской работы.
Получила всеобщее признание и твердо вошла в практику работы институтов и факультетов усовершенствования подготовка врачей и провизоров в виде циклов (комплексная многопрофильная подготовка). Дальнейшее развитие получила подготовка в виде курсов совершенствования знаний и навыков (подготовка однопрофильная).
Вместе с тем, наряду с отмеченными успехами в деле планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием продолжают иметь место недостатки:
- неравномерный охват, специализацией и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием различных специальностей;
- недостаточно строгое соблюдение принципа дифференцированной подготовки в зависимости от стажа, места работы и занимаемой должности;
- невыполнение по отдельным циклам планов направления на специализацию и повышение квалификации, а также учебно-производственных планов специализации и совершенствования знаний;
- несогласованность деятельности институтов усовершенствования и органов здравоохранения в вопросах планирования и направления врачей и провизоров на подготовку;
- недостаточно активное участие главных специалистов органов здравоохранения в разработке планов специализации и совершенствования знаний и навыков;
- неравномерное распределение учебно-производственной нагрузки между отдельными кафедрами институтов усовершенствования врачей;
- учебные планы и программы ряда циклов перегружены общими вопросами и не всегда полно отражают проблемы, решение которых способствует внедрению в практику достижений науки и техники, глубокому научному подходу, широкому клиническому мышлению и т.д.;
- проверка знаний и навыков работы нередко носит формальный характер.
В целях улучшения планирования, повышения качества и эффективности специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием:
I. Утверждаю:
1. Положение о специализации и совершенствовании профессиональных знаний и навыков, работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 1).
2. Перечень профилей и дисциплин, по которым может проводиться специализация и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (приложение N 2).
3. Инструкцию о порядке организации специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников, с высшим образованием (приложение N 3);
4. Образцы форм составления заявок, планов направления, учебно-производственных планов специализации и повышения квалификации, личных карточек курсантов и курсантских билетов, протоколов, экзаменационной комиссии (приложение N 4).
II. Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных республик, главным управлениям, управлениям, и отделам Министерства здравоохранения СССР, руководителям органов и учреждений здравоохранения, ректорам институтов усовершенствования врачей, медицинских институтов, при которых имеются факультеты усовершенствования, руководителям учреждений здравоохранения, осуществляющих повышение квалификации врачей и провизоров:
1) принять утвержденные настоящим приказом Приложения N 1 - 4 к руководству и исполнению;
2) осуществлять планирование специализации и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием, исходя из того, чтобы каждый врач провизор и др. имели возможность пройти тот или иной вид подготовки на учебной базе союзного, республиканского или местного подчинения 1 раз в 5 лет;
3) направлять врачей и провизоров на специализацию и повышение квалификации в строгом соответствии с разнарядкой мест, учитывающей территориальную близость учреждений здравоохранения соответствующей области (края, авт. республики) к учебной базе;
4) повысить требовательность к главным специалистам органов здравоохранения в целях активного их участия в разработке планов всех видов подготовки;
5) обязать отделы кадров органов, учреждений здравоохранения улучшить учет и отбор контингента для специализации и повышения квалификации врачей и провизоров; при направлении врачей и провизоров на специализацию и повышение квалификации точно выполнять установленный Министерством здравоохранения СССР порядок;
6) обязать органы и учреждения здравоохранения учитывать возможности различных учебных баз с точки зрения организации и проведения на них различных циклов и курсов для того, чтобы заявки на подготовку, планы подготовки и учебно-производственные планы были максимально скоординированы;
7) оказывать институтам (факультетам) усовершенствования помощь в привлечении высококвалифицированных специалистов к работе на кафедрах институтов;
8) врачей, окончивших санитарно-гигиенические, стоматологические и педиатрические факультеты, направлять на специализацию и повышение квалификации по специальности, не относящейся к профилю, по которому эти врачи окончили вуз, только в виде исключения и по разрешению Центральных аттестационных комиссий в соответствии с порядком, установленным приказом министра здравоохранения СССР от 14/VII-1970 г. N 472;
9) республиканские и межреспубликанские курсы повышения квалификации, семинары, декадники, организовывать и проводить по согласованию с ГУУЗом Минздрава СССР (согласовывать тематику и распределение мест);
10) рассмотреть и представить в ГУУЗ Минздрава СССР до 1 января 1973 г. предложения о целесообразности сохранения специализации врачей на курсах усовершенствования и специализации при крупных учреждениях здравоохранения ("местных базах").
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
11)
3. Ректорам институтов усовершенствования врачей, ректорам медицинских и фармацевтических институтов, при которых имеются факультеты и курсы усовершенствования врачей и провизоров:
1) принять необходимые меры к совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы широкому внедрению в учебный процесс достижений науки и техники, современных средств и методов обучения и проверки знаний и навыков;
2) повысить уровень организационной работы на основе четкого текущего и перспективного планирования, обеспечения безусловного выполнения запланированных мероприятий, правильного распределения обязанностей и функций, четкого и оперативного выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов здравоохранения;
3) шире привлекать к составлению и рецензированию учебных планов и программ крупных ученых и специалистов, а также практиковать коллективные обсуждения планов и программ на заседаниях научных медицинских и фармацевтических обществ;
4) анализировать совместно с руководителями органов здравоохранения все случаи неприбытия врачей и провизоров на циклы и принимать согласованные меры. По вопросам, требующим компетенции Министерства здравоохранения СССР, информировать Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР.
4. Ректору Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (тов. Ковригиной М.Д.):
1) обеспечить разработку новых учебных планов и программ специализации и повышения квалификации в соответствии с приложениями N 1, N 2 и N 3 (раздел III) к настоящему приказу и представить их на утверждение в ГУУЗ в течение 1972-1973 г.г.;
2) разработать совместно с другими институтами (факультетами) усовершенствования врачей (провизоров) мероприятия и предложения по улучшению обеспечения всех видов подготовки едиными (типовыми) учебными планами и программами и представить их в ГУУЗ в течение II квартала 1972 г.
5. Начальнику Главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Исакову Ю.Ф.):
1) в течение 1971-1972 г.г. разработать и представить на утверждение проект Положения о факультетах специализации и усовершенствования врачей и провизоров системы Министерства здравоохранения СССР;
2) каждые три года, начиная с 1972 года, определять направления и проблематику институтов усовершенствования врачей для планирования и проведения циклов тематического усовершенствования и курсов с целью информации;
3) планировать систематическое проведение мероприятий по обмену опытом учебно-методической работы между институтами, факультетами и курсами усовершенствования врачей и провизоров в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей.
6. Приказы по Министерству здравоохранения СССР от 30/XI-1954 г. N 454, Министра здравоохранения СССР от 26/ХII-1966 г. N 974, от 25/VI-1968 г. N 501, от 5/VII-1968 г. N 529 (п.п. 3, 5 - 9), считать утратившими силу.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения СССР (тов. Венедиктова Д.Д.).
|
Б.В. Петровский |
______________________________
* В дальнейшем для краткости вместо "специализация и совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием" будет употребляться "специализация и совершенствование знаний или "специализация и повышение квалификации";
** В дальнейшем для краткости вместо "в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения" будет употребляться "институты, факультеты, курсы усовершенствования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 11 ноября 1971 г. N 810 "Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 24 августа 2020 г.