Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Порядок разработки учебных планов и программ специализации и повышения квалификации
1. Учебный план и программа - это методический документ, определяющий для преподавателя цели и задачи обучения, содержание, последовательность, основные формы и методические принципы организации и проведения учебного процесса; для курсанта, объем теоретической информации и практические навыки, которыми он должен овладеть, и рекомендуемую литературу, которую он должен изучить, а также перечень навыков, которыми он должен владеть по окончании цикла.
2. Учебные план и программа включают в себя:
1) титульный лист с указанием кем и когда утверждены учебный план и программа;
2) объяснительную записку к учебному плану и программе;
3) учебный план (последовательный перечень дисциплин, разделов дисциплин и количество часов, отведенных на них);
4) программу (коротко изложенное содержание перечисленных дисциплин и разделов дисциплин учебного плана и задачи по их усвоению);
5) список рекомендуемой литературы;
6) перечень навыков, которыми должен владеть курсант по окончании цикла (курса).
В учебном плане из общего количества учебных часов определяются часы, необходимые для изложения лекционного курса, проведения семинарских и др. занятий. При определении тематики, содержания того или иного раздела программы, необходимо исходить из общей цели обучения на данном цикле (курсе) и современного уровня профессиональных требований к врачам, провизорам.
При определении количества учебных часов, необходимых для изучения той или иной темы, нужно исходить из значения данной темы для общей цели обучения, с учетом трудностей ее восприятия и технических возможностей организации учебного процесса по данной теме.
3. Учебные планы должны разрабатываться с учетом действующей системы непрерывной последовательной подготовки врачей, провизоров (от медицинского института к специализации, общему усовершенствованию и тематическому усовершенствованию или стажировке, информационному курсу). При составлении учебного плана для очередного этапа подготовки, необходимо исходить из учебного плана предыдущего этапа.
В учебных планах для специализации и общего усовершенствования перечень изучаемых дисциплин (разделов дисциплин) может быть одинаков. При тематическом же усовершенствовании преподавание посвящено какому-то одному разделу (теме) учебного плана специализации или общего усовершенствования.
Существенной особенностью системы специализации и повышения квалификации врачей, провизоров и др. является именно то, что с каждым последующим этапов содержание обучения углубляется и, следовательно, изменяется количественное соотношение различного рода информации (повторной и новой).
Общая тенденция выразится в том, что с каждым последующим этапом повышения квалификации повторная информация будет уменьшаться, а новая, естественно, увеличиваться.
При составлении учебной программы необходимо в виде конкретных задач отразить повторную (базисную) и новую информацию,
Базисной (повторной) информацией считается та, которая уже излагалась в программе предыдущего этапа подготовки, новой - которая дается впервые (например, новые методы диагностики и лечения, современные взгляды на патогенез и т.п., изложенные в новом аспекте уже известных проблем и т.д.).
Объем (в часах) новой и повторной информации устанавливается для каждого цикла (курса) отдельно.
Учебный план цикла (курса) составляется по следующему образцу:
Учебный план цикла (курса) _________________ по ____________________
(вид подготовки) (наименование цикла)
Для ______________________________. Продолжительность:_________ месяцев;
_______________ учебных часов, в том числе новая информация _______ час.,
повторная информация __________ час.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тематика (дисциплина, разделы дисциплины) |
Число учебных часов (по формам учебных занятий)* |
||||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары |
Итого |
______________________________
* проведение зачетов и экзаменов входит в учебную нагрузку кафедры, проводящей данные зачеты и экзамены
В названии цикла (курса) должно быть указано, по какой специальности, дисциплине или по какому их разделу (для тематических циклов) проводится обучение и для какой категории (по занимаемой должности или по специальности) врачей, провизоров и др. предназначен цикл.
4. Кроме тематики по основной (собственной) специальности, в учебные планы включается также:
специальная подготовка - начиная с 2-месячных циклов - 36 час. (из которых 6 часов - частные вопросы военной дисциплины по основной кафедре); начиная с 4-х месячных циклов - 54 часа (из которых 12 час. - частные вопросы военной дисциплины по основной кафедре);
подготовка по МСГО - начиная с 2-месячных циклов - 12 часов;
подготовка по проблеме марксистско-ленинская философия и медицина - начиная с 3-месячных циклов - 12 часов, более 3 месяцев - 24 часа.
5. К учебному плану составляется объяснительная записка, в которой определяются цель и задачи обучения. В ней расшифровываются также конкретные задачи теоретического и практического разделов цикла (курса) и основных видов учебных занятий, применяемых на данном цикле (курсе), формы контроля приобретенных курсантами знаний (в конце каждого раздела, темы учебного плана и по окончании курса), излагаются принципиальные моменты методики преподавания на данном цикле (курсе).
Примечание: на циклах усовершенствования при необходимости зав. кафедрой по согласованию с деканатом имеет право предоставлять возможность курсантам заниматься по индивидуальному плану, который должен быть рассчитан на более чем на 10% от общего лимита времени - для данного цикла.
6. Программа ставит конкретные задачи по теоретической и практической подготовке на соответствующем цикле (курсе).
В каждом разделе программы выделяется соответственно учебному плану содержание практической части подготовки.
Каждая тематика должна представлять собою законченный отрезок программы, в котором перечисляются основные вопросы, главным образом, новые по отношению к программе предыдущего этапа повышения квалификации.
В том случае, если ряд проблем излагается по одинаковой схеме, то для исключения повторения необходимо дать схему в начале, перечислив далее проблемы, которые будут излагаться по указанной схеме.
Программа заканчивается перечислением практических навыков, которыми должен владеть курсант по окончания цикла (курса).
7. Рекомендуемая литература должна быть представлена двумя списками. В первом дается перечень обязательной литературы, которую курсант должен проработать за время своего обучения на цикле (курсе), во втором - перечисляется литература, которую курсант может прочитать во время обучения или по прибытии на место работы после окончания цикла (курса).
Оба списка составляются в алфавитном порядке с указанием места и года издания.
8. В представляемых на утверждение учебных планах и программах должны быть указаны (на внутренней стороне титульного листа) авторы и рецензенты этих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.