Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N 53-Г12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и В.И. Анишиной,
при секретаре А.Е. Васильченко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Порядка выплаты социального пособия на погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности и Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, утвержденных Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п по кассационным жалобам Правительства Красноярского края и Министерства социальной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 8 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя правительства Красноярского края по доверенности Е.А. Полевой, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п, официально опубликованном в издании "Краевой вестник" N 36 от 4 апреля 2008 года, утверждены Порядок выплаты социального пособия на погребение умерших граждан, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (приложение N 1 к Постановлению) и Порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших граждан, не работавших и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (приложение N 2 к Постановлению).
Постановлениями Правительства Красноярского края от 12 марта 2009 года N 111-п, от 16 марта 2010 года N 113-п и от 15 марта 2011 года N 120-п (опубликованы в печатном издании "Наш Красноярский край" соответственно N 18 от 20 марта 2009 года, N 18 от 19 марта 2010 года, N 18 от 18 марта 2011 года) внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п и утвержденные им приложения N 1 и N 2.
Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев второго, четвертого и пятого пункта 4, абзацев второго и четвертого пункта 4.1, абзаца второго пункта 4.2, абзаца третьего пункта 10 Порядка выплаты социального пособия на погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а также пункта 4 в части слов "с приложением копии муниципального правового акта об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, согласованного со службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края", абзацев третьего, четвертого и пятого пункта 5, абзаца третьего пункта 6, абзаца 3 пункта 7 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, утвержденных Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемыми положениями на граждан и специализированные службы по вопросам похоронного дела, заинтересованных соответственно в выплате социального пособия на погребение и возмещении стоимости услуг по погребению умерших граждан, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возложены не предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанности по представлению в исполнительные органы местного самоуправления информации, документов.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Правительство Красноярского края, Министерство социальной политики Красноярского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Красноярского краевого суда от 8 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в части.
Судом признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: абзацы второй, четвертый и пятый пункта 4, абзацы второй и четвертый пункта 4.1, абзац второй пункта 4.2 Порядка выплаты социального пособия на погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п (в редакции Постановлений Правительства Красноярского края от 12 марта 2009 года N 111-п, от 16 марта 2010 года N 113-п).
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 4 в части слов "копии муниципального правового акта об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, согласованного со службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края", абзацы третий, четвертый и пятый пункта 5, абзац третий пункта 6, абзац третий пункта 7 Порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п (в редакции Постановлений Правительства Красноярского края от 12 марта 2009 года N 111-п, от 16 марта 2010 года N 113-п, от 15 марта 2011 года N 120-п).
В удовлетворении заявления прокурора Красноярского края в части требований о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца третьего пункта 10 Порядка выплаты социального пособия на погребение умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 16 марта 2010 года N 113-п) отказано.
В кассационных жалобах Правительство Красноярского края и Министерство социальной политики Красноярского края просят указанное решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которому лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств такого лица, предоставлено право на выплату социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 10 Закона).
Данным Федеральным законом урегулирован порядок предоставления выплаты пособия, а также перечень документов, необходимых для его получения.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом, как статья 10, так и иные положения Федерального закона "О погребении и похоронном деле", иных федеральных законов, не предусматривают обязанность лица, за счет средств которого осуществлялось погребение умершего, для реализации права на выплату социального пособия на погребение представлять органу социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности: копию паспорта заявителя; информацию, подтверждающую, что умерший не являлся пенсионером; документы, подтверждающие, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; документы, подтверждающие, что на день смерти умерший несовершеннолетний и все члены его семьи не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как это предусмотрено оспариваемыми в настоящем деле положениями.
Таким образом, абзацы второй, четвертый и пятый пункта 4, абзацы второй и четвертый пункта 4.1, абзац второй пункта 4.2 Порядка выплаты социального пособия, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п, возлагают на граждан, осуществивших за счет собственных средств погребение умершего (погребение при рождении мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности), и обратившихся за выплатой социального пособия на погребение, не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по предоставлению иных документов (информации), кроме справки о смерти, и доказыванию правового положения умершего при жизни (членов семьи умершего несовершеннолетнего), что противоречит статье 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Кроме того, в силу абзацев первого и пятого пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не возлагает на специализированные службы по вопросам похоронного дела, обращающиеся за возмещением стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, обязанность представления иных документов (информации), кроме справки о смерти, и не предусматривает обязанность таких служб документально подтверждать стоимость гарантированного перечня услуг, определенную органами местного самоуправления, о том, что умерший при жизни не относился к определенной категории лиц, все члены семьи умершего несовершеннолетнего не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также согласие органов внутренних дел на захоронение умершего гражданина (родившегося мертвым ребенка), личность которых не установлена.
При сравнительном анализе федерального законодательства и оспариваемых прокурором норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 4 в части слов "копии муниципального правового акта об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, согласованного со службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края", абзацы третий, четвертый и пятый пункта 5, абзац третий пункта 6, абзац третий пункта 7 Порядка возмещения, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31 марта 2008 года N 141-п, противоречат статье 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", нарушают право специализированных служб по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
При данных обстоятельствах дела оснований не согласиться с выводами краевого суда не имеется.
Довод жалобы о том, что федеральным законодательством не определен перечень документов, которые специализированная служба должна предоставить на возмещение стоимости услуг по гарантированному перечню, подтверждающих статус умершего лица был предметом исследования в суде и не нашел подтверждения.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 8 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Красноярского края и Министерства социальной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N 53-Г12-2
Текст определения официально опубликован не был