Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 10-Г12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Л.А. Калининой, Т.И. Ерёменко,
при секретаре А.Е. Васильченко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению инициативной группы по проведению референдума в Кировской области в лице её представителей Захватанна Д.Е., Туруло В.Н., Хохрина А.Н. об отмене постановления Законодательного Собрания Кировской области N 7/177 от 22 сентября 2011 года (в редакции постановления от 24 ноября 2011 года N 9283) "О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Кировской области, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 6 Закона Кировской области "О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области" и постановления Избирательной комиссии Кировской области N 9/82 от 5 октября 2011 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Кировской области" по кассационной жалобе инициативной группы по проведению референдума в Кировской области в лице её представителей Захватанна Д.Е., Туруло В.Н., Хохрина А.Н. на решение Кировского областного суда от 29 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей заявителей Захваткина Д.Е., Туруло В.Н., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
инициативная группа по проведению референдума Кировской области по вопросу "Согласны ли Вы установить трехлетний период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, принятые в Кировской области в 2010 году на 2011 год?" обратилась в Избирательную комиссию Кировской области с заявлением о регистрации.
Законодательным Собранием Кировской области 22 сентября 2011 года принято постановление N 7/177 "О проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Кировской области требованиям ст. 12 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ст. 6 Закона Кировской области "О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области", которым признан вопрос, предлагаемый инициативной группой по проведению референдума Кировской области, не отвечающий требованиям названных законов.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области N 9/82 от 5 октября 2011 года отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Кировской области по вопросу "Согласны ли Вы установить трехлетний период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, принятые в Кировской области в 2010 году на 2011 год?".
Не согласившись с указанными постановлениями, инициативная группа по проведению референдума в Кировской области в лице её представителей Захваткина Д.Е., Туруло В.Н., Хохрина А.Н. обратилась в Кировский областной суд с заявлением о признании их незаконными, ссылаясь на то, что федеральное законодательство не устанавливает минимальный предел возможного изменения установленных тарифов, а также максимальный период действия тарифов, оставляя регулирование этих вопросов на уровне субъектов РФ.
В связи с этим население Кировской области вправе решать вопросы об установлении периода действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в пределах, которые установлены федеральным законом, путем проведения референдума.
В судебном заседании представители инициативной группы поддержали заявленные суду требования.
Избирательная комиссия Кировской области, Законодательное Собрание Кировской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Кировского областного суда от 29 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инициативная группа просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.
В силу ч. 1 ст. 36 названного закона каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. Для получения соответствующего статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации.
Как усматривается из материалов дела, 19 августа 2011 года создана инициативная группа в количестве 21 человека по проведению референдума в Кировской области по вопросу: "Согласны ли Вы установить трехлетний период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, принятые в Кировской области в 2010 году на 2011 год?" и 22 августа 2011 года инициативная группа обратилась с ходатайством о её регистрации в Избирательную комиссию Кировской области.
Законодательное Собрание Кировской области 22 сентября 2011 года приняло постановление N 7/177, которым признало поставленный инициативной группой вопрос не отвечающим требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичным требованиям пункта 1 статьи 6 Закона Кировской области от 29 июля 2003 года N 186-ЗО "О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области".
В пункт 1 указанного постановления 24 ноября 2011 года внесены следующие изменения: слова "пункта 2" заменены словами "пунктов 2 и 6", слова "пункта 1" заменены словами "пунктов 1 и 5".
Пункт 1 дополнен словами "в связи с тем, что указанный вопрос урегулирован федеральным законом, а также в связи с его противоречием законодательству Российской Федерации". Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Проверяя законность оспариваемых в настоящем деле постановлений, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. 36 Федерального Закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, а в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты соответствующими органами в пределах предоставленных им полномочий и порядок принятия оспариваемых постановлений, установленный федеральным законодательством соблюден.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ст. 12 Федерального закона N 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Законе Кировской области от 29 июля 2003 года N 186-ЗО "О референдуме Кировской области местном референдуме в Кировской области".
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ ценовой политики находится в ведении РФ.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На федеральном уровне приняты соответствующие акты, направленные на правовое регулирование указанных вопросов.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 210 от 30 декабря 2004 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги коммунального комплекса уполномочены определять метод регулирования тарифов на товары и услуги; устанавливать систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей коммунального комплекса; согласовывать производственные и давать заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса; устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопрос, поставленный инициативной группой, относится к ведению РФ и урегулирован федеральным законодательством, что является основанием для отказа в назначении референдума.
Поскольку инициативная группа выдвигает только данный вопрос, в связи с отказом в проведении референдума, избирательная комиссия обоснованно отказала в регистрации также инициативной группе.
Ссылка в жалобе на то, что инициативной группой поставлен вопрос о продлении периода действия установленных тарифов, который не определен действующим федеральным законодательством, несостоятельна.
Статьей 13 Федерального закона N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года установлены периоды действия тарифов и надбавок. В соответствии с частью 1 статьи 13 этого закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, и действуют до окончания этого периода, за исключением их досрочного пересмотра. Согласно части 3 статьи 13 период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Введение иных сроков действия тарифов не может быть инициирован на референдуме субъекта РФ, поскольку данный вопрос регламентирован федеральным законом.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 29 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу инициативной группы по проведению референдума в Кировской области в лице её представителей Захватанна Д.Е., Туруло В.Н., Хохрина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
Т.И. Ерёменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2012 г. N 10-Г12-2
Текст определения официально опубликован не был