Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2012 г. N 9-Г12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе законодательного собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 7 декабря 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Нижегородской области: признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 части 1 статьи 2 закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 1 сентября 2011 года N 117-З).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 1 сентября 2011 года N 117-З), полагая, что он принят с превышением полномочий, установленных подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по вопросу, урегулированному федеральным законодательством.
Решением Нижегородского областного суда от 7 декабря 2011 года заявление прокурора удовлетворено: оспариваемый пункт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе законодательного собрания Нижегородской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что 1 сентября 2011 года принят Закон Нижегородской области N 117-З "О внесении изменений в статью 2 закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений", которым часть 1 статьи 2 закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З дополнена пунктами 5 и 6, определяющими исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли- продажи лесных насаждений.
Пунктом 6 части 1 статьи 2 закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона Нижегородской области от 1 сентября 2011 года N 117-З) предусмотрено, что исключительными случаями осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Нижегородской области признается заготовка древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.
Названный пункт оспаривается прокурором Нижегородской области.
Разрешая заявление прокурора, суд проанализировал положения статей 10, 12, 20, 21, 25, 29, 75, 102, 105, 16, 17, 51, 53.1, 53.6, 55, 64 Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 184, Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 185, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, и пришел к выводу о том, что вопросы заготовки древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не переданных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций урегулированы федеральным законодательством и относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим закону исходя из следующего.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Как уже отмечалось, оспариваемой нормой установлен исключительный случай заготовки древесины для государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах.
Согласно статье 102 Лесного кодекса РФ к защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ, т.е. в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 16 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для заготовки древесины допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Правила заготовки древесины, правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 9 статьи 29, часть 3 статьи 64 Лесного кодекса РФ).
Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 184, устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации и определяют, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду. Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Согласно статьям 102, 105 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, определенных Лесным кодексом РФ. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 8 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 года N 185, в защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Правилами определен исчерпывающий перечень мероприятий по уходу за лесами, в том числе допустимые виды рубок ухода за лесами.
Вопросы противопожарного обустройства лесов урегулированы статьями 53.1, 53.6 Лесного кодекса РФ, которые предусматривают, что при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ.
Вопросы обеспечения санитарной безопасности в лесах урегулированы статьей 55 Лесного кодекса РФ, предусматривающей осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 и устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов и негативных воздействий на леса, санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.
Анализ приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о правильности вывода суда об осуществлении в оспариваемой норме правового регулирования с превышением полномочий субъекта Российской Федерации и урегулировании вопросов заготовки древесины при проведении рубки спелых, перестойных лесных насаждений на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах, в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций федеральным законодательством.
Согласно части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Ссылаясь на приведенную норму, законодательное собрание Нижегородской области обосновывало свое право отнести к исключительным случаям заготовки древесины для государственных или муниципальных нужд заготовку древесины на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование в защитных лесах.
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно не согласился с доводом законодательного собрания, правильно указав в решении, что субъект Российской Федерации, исходя из своих полномочий, установленных статьей 82 Лесного кодекса РФ, вправе установить исключительные случаи заготовки древесины только в тех случаях, которые не относятся к полномочиям Российской Федерации, определенным статьей 81 Лесного кодекса РФ, или в отсутствие федерального регулирования.
В данном случае вопрос, являющийся предметом регулирования пункта 6 части 1 статьи 2 закона Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 71-З (в редакции Закона Нижегородской области от 1 сентября 2011 года N 117-З), урегулирован федеральным законодательством и отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В такой ситуации наличие в оспариваемой норме фразы "за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ" вывода суда не опровергает.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы законодательного собрания Нижегородской области, ссылавшегося на часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу законодательного собрания Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2012 г. N 9-Г12-2
Текст определения официально опубликован не был