Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
от 15 марта 2012 г. N 154
Временный порядок
рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в области обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок устанавливает процедуры рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в области обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства (далее - аккредитации). Органом по аккредитации - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) при первичной аккредитации, аккредитации на новый срок, аккредитации в дополнительной области, при внесении изменений в регистрационные данные, при инспекционном контроле, при сокращении области аккредитации, при приостановлении действия аттестата аккредитации, при аннулировании аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений, а также порядок взаимодействия организаций, подведомственных Федеральному агентству, и иных организаций при проведении работ по аккредитации, сроки проведения работ.
1.2. Порядок разработан с целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", а также:
- Федерального закона от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";
- Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне";
- Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- Федерального закона от 02.05.1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия";
- Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 347 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия";
с учетом положений национальных и международных стандартов в области аккредитации и обеспечения единства измерений, в том числе:
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий;
- ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органам по оценке соответствия".
1.3. Юридическое лицо* (далее - заявитель), претендующее на аккредитацию при подаче заявки и документов в орган по аккредитации должно представить копию лицензии на деятельность в области обороны и безопасности государства от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование конкретных видов деятельности по Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957.
В заявке об аккредитации (примерная форма заявления приведена в приложении N 1 к Временному порядку) должны быть указаны:
а) наименование юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
б) идентификационный номер налогоплательщика и реквизиты документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
в) согласие на проведение инспекционного контроля.
1.4. В процедурах рассмотрения и прохождения документов при аккредитации заявителей участвуют организации Росстандарта и Рабочая комиссия, предусмотренная настоящим Порядком (приложение 2).
1.5. Решения об аккредитации заявителя, о приостановлении действия аттестата аккредитации или об аннулировании аттестата аккредитации принимаются Рабочей комиссией, образуемой при Росстандарте (список членов рабочей комиссии приведен в приложении 2 к настоящему Порядку) и оформляются приказом Росстандарта.
2. Порядок рассмотрения и прохождения документов
2.1. Аккредитация осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица при выполнении работ и (или) оказании услуг по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в следующих областях деятельности:
- аттестация методик (методов) измерений;
- испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
- поверка средств измерений;
- обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- аккредитация измерительных лабораторий осуществляемая в следующих областях деятельности:
- аналитического контроля химической безопасности;
- радиационного контроля;
- неразрушающего контроля.
2.2. Аккредитация проводится с учетом документов, утвержденных Госстандартом России в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-I "Об обеспечении единства измерений", в части не противоречащей Федеральному закону от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений":
2.2.1. на поверку средств измерений - правила по метрологии ПР 50.2.014-2002 "ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений", утвержденные постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 г. N 124 и зарегистрированные Минюстом России 27.12.2002 (регистрационный N 4086);
2.2.2. на аттестацию методик (методов) измерений и на обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - правила по метрологии ПР 50.2.013-97 "ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов", утвержденные постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 г. N 10;
2.2.3. на испытания средств измерений в целях утверждения типа - правила по метрологии ПР 50.2.010-94 "ГСИ. Требования к Государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации", утвержденные Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 г. N 8 и зарегистрированные в Минюсте России 13.07.1994 г. (регистрационный N 635).
2.2.4. на испытание стандартных образцов в целях утверждения типа - в соответствии с ГОСТ 8.315-97 "ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения", Р 50.2.061-2008, "ГСИ. Общие критерии компетентности производителей стандартных образцов" и ГОСТ Р ИСО 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Взамен ГОСТ Р ИСО 17025-2006 приказом Росстандарта от 4 апреля 2011 г. N 41-ст с 1 января 2012 г. введен в действие ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009
2.2.5. Система аккредитации аналитических лабораторий (утверждена Постановлением Госстандарта России от 02.12.92 N 19),
а также документов, утвержденных заместителем руководителя Росстандарта в 2008 году:
- Система аккредитации аналитических лабораторий. Экспертные организации. Общие требования и Порядок проведения работ по их признанию;
- Система аккредитации аналитических лабораторий. Экспертные организации. Контроль деятельности;
- Система аккредитации аналитических лабораторий. Документы аккредитованной лаборатории (Положение. Руководство по качеству. Паспорт);
- Система аккредитации аналитических лабораторий. Приложение к аттестату аккредитации. Требования к содержанию и оформлению;
- Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля, утверждена приказом Госстандарта России от 16.09.96 N 282;
- Правила по метрологии ПР 50.2.030-2001 "Система аккредитации лабораторий радиационного контроля", утверждены постановлением Госстандарта России от 17.04.2001 N 177-ст;
2.3. Работа по аккредитации включает следующие процедуры:
- прием и регистрация заявления и комплекта документов, представленных заявителем;
- проверка комплектности представленных документов, полноты и правильности их оформления;
- назначение эксперта или экспертной организации для экспертизы заявления и комплекта документов на соответствие их требованиям документов по аккредитации;
- формирование комиссии с целью проверки заявителя по месту осуществления его деятельности;
- проверка заявителя по месту осуществления его деятельности на соответствие критериям аккредитации;
- рассмотрение результатов проверки;
- принятие решения об аккредитации, оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации.
2.4. Зарегистрированное Росстандартом заявление об аккредитации представляется в Рабочую комиссию по аккредитации (далее - Рабочая комиссия).
2.5. Рабочая комиссия рассматривает представленные материалы и принимает решение об определении: эксперта по аккредитации или экспертной организации, которым поручается проведение работ по проверке соответствия заявителя критериям аккредитации.
2.6. В соответствии с решением Рабочей комиссии её секретарь в недельный срок направляет в экспертную организацию или эксперту по аккредитации комплект документов заявителя с поручением проверки соответствия заявителя критериям аккредитации.
2.7. Эксперт по аккредитации или экспертная организация в двадцатидневный срок от даты получения комплекта документов заявителя:
- выполняет экспертизу комплекта документов заявителя;
- оформляет мотивированное экспертное заключение;
- направляет его в орган по аккредитации.
2.7.1. В случае положительного экспертного заключения экспертная организация вместе с данным экспертным заключением направляют в Росстандарт предложения по составу комиссии с целью проверки заявителя по месту осуществления его деятельности и проект программы проверки заявителя.
2.7.2. В случае выявления несоответствий представленных документов требованиям правил по аккредитации, эксперт или экспертная организация оформляет отрицательное экспертное заключение и направляет его в Росстандарт.
2.8. В случае отрицательного заключения, Рабочая комиссия рассматривает экспертное заключение и в течение 3 рабочих дней с момента получения отрицательного экспертного заключения готовит письмо за подписью заместителя Руководителя Росстандарта, в котором сообщает заявителю мотивированное решение об отказе в аккредитации.
2.9. В случае положительного заключения подразделение Росстандарта, ответственное за прохождение документов по аккредитации, готовит проект письма об образовании комиссии по проверке заявителя. Указанное письмо в пятидневный срок подписывается заместителем руководителя Росстандарта и направляется заявителю вместе с программой проверки.
2.10. При отсутствии оснований для отказа в аккредитации, проверка заявителя проводится в согласованные с заявителем сроки, по месту осуществления его деятельности, в соответствии с утвержденной программой и действующими нормативными правовыми документами. Продолжительность проверки по месту осуществления деятельности заявителя не должна превышать 5 рабочих дней.
По результатам проверки заявителя составляется Акт проверки в двух экземплярах.
При расхождении мнений членов комиссии по вопросам соответствия заявителя критериям аккредитации, их особое мнение может быть отражено в протоколе о разногласиях, о чем делается отметка в тексте акта.
2.11. В случае, если комиссией в процессе её работы отмечены недостатки в деятельности заявителя, то они отмечаются в Акте. На основании Акта проверки может быть составлен план корректирующих мероприятий по устранению обнаруженных несоответствий требованиям документов по аккредитации. План корректирующих мероприятий составляется на период не более двадцати дней от даты проверки.
Один экземпляр Акта проверки вручается заявителю, второй - направляется эксперту по аккредитации или в экспертную организацию.
По результатам выполнения плана корректирующих мероприятий, в течение 5 рабочих дней после окончания предусмотренного планом корректирующих мероприятий срока, заявителем оформляется отчет об устранении выявленных при проверке нарушений.
2.12. После завершения проверки заявителя и по итогам выполнения заявителем плана корректирующих мероприятий, если он был составлен, эксперт по аккредитации или экспертная организация в двухнедельный срок от даты подписания Акта проверки, готовит и представляет в Росстандарт комплект документов заявителя и предложения о возможности его аккредитации в заявленной области или отказе в аккредитации.
Предложения, представленные экспертом по аккредитации или экспертной организацией для принятия решения об аккредитации, должны включать информацию в соответствии с п. 7.8.6 ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009.
Предложения о возможности аккредитации заявителя могут быть рассмотрены на заседании Рабочей комиссии в следующих случаях:
- при наличии особого мнения одного или нескольких членов комиссии;
- при наличии предложений об отказе заявителю в аккредитации.
В случае положительного акта комиссии по проверке деятельности заявителя и заключения эксперта по аккредитации или экспертной организации, предложения о возможности аккредитации на заседании Рабочей комиссии могут не рассматриваться.
2.13. После завершения этапов процедуры рассмотрения и прохождения документов по аккредитации секретарь Рабочей комиссии Росстандарта готовит проект приказа об аккредитации заявителя или проект уведомления, содержащего мотивированный отказ в аккредитации.
Уведомление об отказе заявителю в аккредитации подписывается руководством Росстандарта.
2.14. Приказ об аккредитации заявителя, выписка из приказа об аккредитации, аттестат аккредитации, приложение к аттестату аккредитации (область аккредитации), подписываются руководством Росстандарта. Подпись заверяется печатью Росстандарта.
2.15. Эксперт по аккредитации или экспертная организация готовит необходимый для регистрации комплект документов заявителя, сшивает, нумерует его и передает на регистрацию в организацию, уполномоченную Росстандартом на ведение соответствующего Реестра.
2.15.1. Подразделы Реестра, организаций аккредитованных Госстандартом, ведут следующие организации:
2.15.1.1. ФГУП "ВНИИМС" - организаций, аккредитованных в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на компетентность в области:
- аттестации методик (методов) измерений;
- испытаний средств измерений в целях утверждения типа;
- поверки средств измерений;
- обязательной метрологической экспертизы стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов.
2.15.1.2. ФГУП "УНИИМ" - организаций, аккредитованных в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на испытания стандартных образцов в целях утверждения типа.
2.15.1.3. Организаций, аккредитованных в области, предусмотренной п. 2.1.2:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 2.1.2" имеется в виду "п.2.1"
- ФГУП "ВНИИФТРИ" - лабораторий радиационного контроля;
- ФГУП "ВНИИОФИ" - лабораторий неразрушающего контроля;
- ФГУП "ВНИЦСМВ" - лабораторий аналитического контроля химической безопасности.
2.16. Регистрация аккредитованного юридического лица должна быть завершена в срок не позднее 90 дней с даты регистрации в Росстандарте заявления об аккредитации.
2.17. Копию приказа об аккредитации заявителя и зарегистрированные оригиналы документов по аккредитации Росстандарт передает аккредитованному заявителю или по его письменному заявлению отправляет по почте заказным письмом.
2.18. Процедура рассмотрения и прохождения документов при изменении области аккредитации.
2.18.1 Аккредитованное юридическое лицо, претендующее на изменение своей области аккредитации, направляет заявление в Росстандарт.
К заявлению прилагаются документы, претерпевшие изменения, в случае расширения области аккредитации - дополнение к области аккредитации, в случае сокращения области аккредитации - полный текст новой редакции области аккредитации.
2.18.2 В случае сокращения области аккредитации Росстандарт организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы оформляет новую редакцию "Области аккредитации" и направляет ее заявителю и в соответствующий подраздел Реестра на регистрацию.
2.18.3 В случае расширения области аккредитации, аккредитация может быть проведена по полной процедуре настоящего Порядка либо по сокращенной, в соответствии с рекомендацией эксперта по аккредитации или экспертной организации.
При положительном результате работ по аккредитации, "Дополнение к области аккредитации" утверждается руководством Росстандарта, направляется заявителю и регистрируется в соответствующем разделе Реестра.
2.19. При аккредитации на новый срок заявление об аккредитации с установленным комплектом документов направляется в Росстандарт не менее чем за 90 дней до истечения срока действия аттестата.
Процедура рассмотрения и прохождения документов при аккредитации на новый срок проводится в соответствии с п.п. 2.4-2.18 настоящего Порядка.
2.20. Процедура внесения изменений в регистрационные данные осуществляется в следующем порядке:
2.20.1. Аккредитованное юридическое лицо, претендующее на внесение изменений в регистрационные данные, направляет заявление в Росстандарт.
К заявлению прилагаются документы, с изложением причин и содержания изменений, которые необходимо внести в регистрационные данные, а также документы, отражающие изменение, произошедшие у аккредитованного юридического лица и способные повлиять на соответствие критериям аккредитации.
2.20.2 Росстандарт организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы дает указание одной из организаций, ведущих соответствующий подраздел Реестра о внесении изменений в регистрационные данные, а также направляет заявителю уведомление об изменениях, внесенных в его регистрационные данные.
2.20.3 В случае, если необходимость внесения изменений в регистрационные данные связана с существенными изменениями в работе аккредитованного юридического лица, на основании заключения эксперта по аккредитации или экспертной организации, Рабочая комиссия может принять решение о проведении работ по п.п. 2.10-2.14 настоящего Порядка.
При положительном результате работ, изменения в регистрационные данные утверждаются руководством Росстандарта, регистрируется в соответствующем разделе Реестра, заявителю направляется уведомление об изменениях, внесенных в его регистрационные данные.
В случае отрицательных результатов работы комиссии по проверке деятельности заявителя, эти результаты выносятся на рассмотрение Рабочей комиссии, которая может принять решение об аннулировании аттестата аккредитации. Это решение оформляется приказом Росстандарта. Копия приказа направляется аккредитованному юридическому лицу. Сведения о принятом решении вносятся в соответствующий раздел Реестра.
3. Порядок рассмотрения и прохождения документов при проведении инспекционного контроля, сокращении области аккредитации, приостановлении действия или аннулировании аттестата аккредитации
3.1 Рассмотрение и прохождение документов при проведении инспекционного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном для рассмотрения и прохождения документов при аккредитации.
3.1.1 Плановый инспекционный контроль деятельности аккредитованных юридических лиц, аккредитованных в области обеспечения единства измерений проводится в соответствии с планом, утвержденным в установленном порядке Росстандартом.
3.1.2 В проведении инспекционного контроля могут принимать участие эксперты организаций, перечисленных в п. 1.4.
3.1.3 Первый плановый инспекционный контроль осуществляется через 1 год после завершения процедуры аккредитации, последующие - каждые два года.
3.2 Решение о проведении внепланового инспекционного контроля принимается рабочей комиссией. Основанием для принятия решения о проведении внепланового инспекционного контроля являются:
- жалобы на деятельность аккредитованного юридического лица, обоснованность которых документально подтверждена;
- необходимость проверки сведений об устранении недостатков, отмеченных при проведении планового инспекционного контроля.
Программу проведения работ по внеочередному инспекционному контролю определяет Рабочая комиссия.
3.3 В случае отрицательных результатов инспекционного контроля и невозможности устранить отмеченные недостатки в срок не превышающий 20 дней, Рабочая комиссия может принять решение о сокращении области аккредитации, о приостановлении действия аттестата аккредитации или об аннулировании аттестата аккредитации.
3.4 Решение о сокращении области аккредитации, о приостановлении действия аттестата аккредитации или об аннулировании аттестата аккредитации оформляется в виде приказа Росстандарта, который готовит секретарь Рабочей комиссии и подписывает заместитель руководителя Росстандарта.
3.5 Копия приказа направляется аккредитованному юридическому лицу. Сведения о принятом решении вносятся в соответствующий раздел Реестра.
______________________________
* Заявки от индивидуальных предпринимателей на аккредитацию в области обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства не рассматриваются
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.