Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 31 декабря 2010 г. N 418
Решение
коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2010 г.
"О соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН России"
Рассмотрев вопрос "О соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН России", коллегия отмечает, что Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний проводится работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и созданию условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), способствующих соблюдению прав человека в соответствии с нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В 2010 году приняты 9 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию мер по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы.
Положения Европейских пенитенциарных правил, постановления Европейского Суда по правам человека, а также рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учтены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2789).
Исправительные учреждения и следственные изоляторы стали более открытыми для общественных организаций и средств массовой информации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 43, ст. 5544) в 77 субъектах Российской Федерации созданы на постоянной основе общественные наблюдательные комиссии, члены которых наделены полномочиями без специального разрешения посещать места принудительного содержания и беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав.
Приняты дополнительные меры по обеспечению беспрепятственного обращения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в органы государственной власти, правозащитные организации.
В исправительных учреждениях и следственных изоляторах целенаправленно проводится работа по созданию условий, приближенных к международным стандартам.
Реализация федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 N 540 (далее - Программа), позволит ввести дополнительно 176 тыс. кв. метров жилой площади в следственных изоляторах. Средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека, содержащегося под стражей в следственных изоляторах, доведен до 5,0 кв. метров, а с учетом 165 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов - до 5,4 кв. метра.
Для оказания медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в УИС имеются больницы, лечебные исправительные учреждения для больных туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией. При исправительных учреждениях функционируют медицинские части. В первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая заболеваемость лиц, содержащихся в учреждениях УИС, снизилась на 4,5 %.
ФСИН России проводится работа по обеспечению осужденных рабочими местами. В этих целях в исправительных учреждениях осуществляют деятельность 551 центр трудовой адаптации осужденных, 49 лечебно-производственных и 46 учебно-производственных мастерских.
На 6,9 % увеличилось количество осужденных, погашающих иски, что составляет 29,2 % от численности осужденных, имеющих исполнительные листы на конец отчетного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 утверждены нормы питания для осужденных и лиц, находящихся под стражей, учитывающие требования сбалансированного питания по энергосодержанию, соотношению белков, жиров и углеводов, и дифференцированные по половому и возрастному признакам.
В УИС функционирует 339 профессиональных училищ и 207 их филиалов, в которых проводится обучение осужденных по 210 специальностям и профессиям. В 319 вечерних (сменных) общеобразовательных школах и 546 учебно-консультационном пунктах обучаются 92,4 тыс. осужденных.
Реализуется право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы более 1,5 тыс. религиозных общин, которые насчитывают более 90 тыс. верующих, действуют 523 храма и 706 молитвенных комнат различных религиозных конфессий.
Вместе с тем в деятельности ФСИН России в сфере соблюдения прав человека имеются нерешенные вопросы.
В ряде учреждений УИС условия содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не соответствуют рекомендациям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году.
Со стороны сотрудников не изжиты случаи обращения с осужденными и лицами, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, унижающие человеческое достоинство, нарушающие права человека на жизнь и охрану здоровья.
Численность сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности и прав человека в УИС, за 9 месяцев 2010 года увеличилась на 14,4 % к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ).
Количество поступивших в учреждения УИС актов прокурорского реагирования (протестов, представлений, постановлений и предостережений о недопустимости нарушения закона) за 6 месяцев 2010 года по сравнению с АППГ увеличилось на 6,6 % и составляет 7542 акта.
В ряде учреждений УИС из-за перелимита численности осужденных не соблюдаются установленные законодательством Российской Федерации нормы жилой площади, приходящейся на одного осужденного.
Наполнение исправительных колоний строгого режима на 01.12.2010 составляет 101,7 % от установленного лимита, наполнение осужденных в исправительных колониях общего режима для женщин составляет 122,3 %.
В следственных изоляторах трех регионов не обеспечено соблюдение нормы в 4,0 кв. метра на одного человека (Свердловская область, Чувашская Республика, Краснодарский край).
Имеются проблемы по обеспечению одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду - санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений УИС, а также осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в указанных учреждениях.
На объектах учреждений УИС за первое полугодие 2010 года главными государственными санитарными врачами территориальных органов УИС вынесено 694 предписания по нарушениям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Только 54,2 % зданий и сооружений следственных изоляторов и 43,3 % помещений исправительных учреждений отвечают требованиям, предъявляемым для размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных.
Изношенность оборудования, производственных зданий и сооружений не позволяет создать нормальные условия работы и трудоустроить всех осужденных. Уровень трудоустройства осужденных составляет 29,3 % от среднесписочной численности.
Имеющееся количество профессиональных училищ при исправительных учреждениях не в состоянии обеспечить требования законодательства Российской Федерации о получении каждым осужденным, не имеющим профессии, начального профессионального образования. В 87 исправительных учреждениях система начального профессионального образования и профессиональной подготовки отсутствует.
В 2010 году количество привлеченных к обучению осужденных уменьшилось на 6,6 % и составило 74,1 % от числа лиц, подлежащих обязательному профессиональному обучению или профессиональной подготовке (по итогам 2 квартала 2009 года - 79,8 %).
Количество осужденных, привлеченных к обязательному основному общему обучению в 2009-2010 учебном году, увеличилось на 5,1 % и составило 91,4 % от числа лиц, подлежащих такому обучению.
Материально-техническая база здравоохранения УИС характеризуется значительной изношенностью основных средств, технически устарела и выработала свой ресурс.
Оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в УИС, в силу недостаточного финансирования на приобретение современного оборудования, ассортимента лекарственных препаратов, а также неукомлектованности квалифицированным медицинским персоналом ниже в сравнении с возможностями лечебных учреждений муниципального здравоохранения. Вместе с тем в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" появилась возможность распространения на всех лиц, содержащихся в учреждениях УИС, системы обязательного медицинского страхования, что требует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих соответствующее право.
Наблюдается рост смертности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС. На конец 2009 года данный показатель составлял 557,1 на 100 тыс. человек, против 447,7 на 100 тыс. человек в 2006 году.
Количество лиц, умерших от полученных травм, за 9 месяцев 2010 года по сравнению с АППГ увеличилось на 15,6 %, умерших в результате самоубийства - на 4,7 %.
Доля осужденных, освобожденных судом в связи с болезнью, от количества лиц, представленных к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, составляет 47,5 %.
Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации решила:
Считать приоритетными направлениями деятельности Минюста России подготовку предложений, направленных на выработку государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний по вопросам укрепления правовых гарантий для лиц, содержащихся в учреждениях УИС, приведения условий их содержания в соответствие с международными стандартами, соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, а также разработку и выполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
В этих целях:
1. Заместителю Министра юстиции Российской Федерации Смирнову А.А., директору Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний Аристову Д.В., директору Федеральной службы исполнения наказаний Реймеру А.А. при подготовке проектов нормативных правовых актов и начальникам территориальных органов Минюста России и ФСИН России при подготовке проектов правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний и повседневной деятельности учреждений и органов УИС учитывать:
стандарты в области прав человека, установленные Европейскими пенитенциарными правилами, Европейской Конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - Конвенция по предупреждению пыток);
рекомендации Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП) и постановления Европейского Суда по правам человека, связанные с содержанием под стражей и исполнением уголовных наказаний.
Срок: постоянно.
2. Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний совместно с ФСИН России:
2.1. Проанализировать на соответствие рекомендациям Европейских пенитенциарных правил, Конвенции по предупреждению пыток, замечаниям и рекомендациям ЕКПП нормативные правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний и подготовить перечень нормативных правовых актов, в которые необходимо внести изменения в целях усиления защиты прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Срок: до 1 июля 2011 г.
2.2. Провести анализ норм, устанавливающих лимиты и запреты в части осуществления осужденными и лицами, содержащимися под стражей, гражданских прав (телефонные переговоры, получение передач и посылок, предоставление длительных и краткосрочных свиданий, прогулок, пользование литературой, доступ к информации и т.д.) и внести предложения по изменению соответствующих нормативных правовых актов.
Срок: до 1 сентября 2011 г.
2.3. Наладить системное взаимодействие с различными структурами гражданского общества, в том числе с Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации с целью мониторинга хода реализации Концепции и подготовки предложений по ее корректировке и дополнению.
Срок: постоянно.
2.4. В области совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на гуманизацию назначения и исполнения уголовных наказаний, изменение структуры УИС и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, подготовить:
проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".
Срок: 30 декабря 2011 г.;
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Срок: 30 декабря 2011 г.;
проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Срок: 31 октября 2011 г.;
предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования институтов помилования и условно-досрочного освобождения, в том числе с обеспечением обязательного участия в этом процессе общественных наблюдательных комиссий и иных институтов гражданского общества;
Срок: до 1 апреля 2011 г.;
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
Срок: 30 декабря 2011 г.;
проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)".
Срок: 30 декабря 2011 г.;
проект приказа Минюста России "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Срок: в течение 6 месяцев после внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
3. ФСИН России совместно с Департаментом нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний в целях создания условий для реформирования системы учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы:
3.1. Выработать совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка механизм сотрудничества в сфере соблюдения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Срок: 1 марта 2011 г.
3.2. В области обеспечения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей:
рассмотреть вопрос об обеспечении прав человека в рамках ежегодно проводимой коллегии ФСИН России об итогах деятельности УИС с участием начальников территориальных органов ФСИН России.
Срок: до 1 марта 2011 г.;
обеспечить проведение расследований по жалобам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Европейский Суд по правам человека и подготовку Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителю Министра юстиции Российской Федерации необходимых материалов для защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека.
Срок: постоянно;
проводить обсуждение докладов и подготовку комментариев Российской Федерации по докладам делегаций ЕКПП по результатам посещений учреждений УИС с привлечением членов Общественного совета при ФСИН России по проблемам деятельности УИС, общественных наблюдательных комиссий субъектов Российской Федерации и других общественных объединений и организаций.
Срок: постоянно;
разработать модель справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных.
Срок: до 1 сентября 2011 г.;
выработать в рамках работы межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования механизма предоставления медицинской помощи осужденным согласованный подход по вопросу реформирования медицинского обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе проработать вопрос финансирования медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на уровне подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и представить в установленном порядке предложения.
Срок: до 1 сентября 2011 г.;
доложить Министру юстиции Российской Федерации о промежуточных результатах проведения эксперимента по созданию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и в Тверской области непосредственно подчиненных ФСИН России многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, объединяющих все медицинские учреждения и подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение.
Срок: до 1 сентября 2011 г.;
провести анализ функций УИС, выполнение которых может быть обеспечено сторонними организациями и гражданскими специалистами.
Срок: до 1 апреля 2011 г.;
обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)".
Срок: до 31 декабря 2011 г.;
разработать новые виды вещевого довольствия осужденных, отвечающие международным стандартам и современным потребительским свойствам.
Срок: до 1 декабря 2012 г.;
разработать новые принципы привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создания небольших рабочих камер - мастерских и внедрения индивидуальных форм занятости.
Срок: 1 декабря 2011 г.;
разработать предложения по внедрению современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания.
Срок: 1 декабря 2011 г.
3.3. В области привлечения общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества, создания условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС:
подготовить программу сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, взаимодействия с традиционными конфессиями, в целях обеспечения осужденным возможности участия в религиозных обрядах и реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.
Срок: до 1 июня 2011 г.;
проанализировать состав и деятельность общественных наблюдательных комиссий с целью определения их возможностей и реального влияния на улучшение ситуации с соблюдением прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и соответствия задачам, стоящим перед ФСИН России.
Срок: к 1 июля 2011 г.;
разработать предложения по повышению роли общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.
Срок: 1 июля 2011 г.;
подготовить план взаимодействия с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в УИС.
Срок: 1 июля 2011 г.;
4. Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний совместно с главными управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации и по согласованию с ФСИН России разработать предложения по порядку проведения главными управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации мониторинга состояния работы по соблюдению прав человека в органах и учреждениях УИС.
Срок: до 1 июля 2011 г.
5. Федеральной службе исполнения наказаний:
организовать проведение внеплановых проверок деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов с периодичностью не реже двух раз в квартал на предмет исполнения нормативных правовых актов Минюста России, утверждающих правила внутреннего распорядка для соответствующих учреждений и изменения в них. О результатах проверок доложить в Минюст России.
Срок: 1 июля 2011 г. и 25 декабря 2011 г.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минюста РФ от 31 декабря 2010 г. N 418 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.