Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 ноября 2011 г. N 1386н
Методика
определения размера платы за экспертизу и испытания медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий
24 декабря 2012 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящая Методика устанавливает единый порядок определения размера платы за оказание услуги по экспертизе и испытаниям медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий (далее - МИ):
1) техническим испытаниям медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий;
2) токсикологическим исследованиям медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий;
3) клиническим испытаниям медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий;
Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1360н в подпункт 4 внесены изменения
4) экспертизе качества, эффективности и безопасности медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий (далее - экспертиза и испытания МИ в целях государственной регистрации МИ), предоставляемой федеральными государственными учреждениями или федеральными унитарными предприятиями (далее - организации), находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации либо подведомственных ему федеральных службы или агентства.
1.2. Целью разработки настоящей Методики является обеспечение унифицированного подхода к определению размера платы за оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ, а также утверждение предельных размеров платы за экспертизу и испытания МИ в целях государственной регистрации МИ - создание единых условий для организаций, оказывающих услугу по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ.
II. Основные принципы определения размера платы и периодичность пересмотра платы за оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ
2.1. Услуга по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ оказывается за плату, полностью покрывающую экономически обоснованные затраты организаций на оказание данной услуги.
Плата за услугу по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ определяется на основании размера расчетно-нормативных затрат на оказание организацией платных услуг, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества организации.
2.2. Пересмотр платы за оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ на очередной финансовый год осуществляется один раз в год с 1 апреля текущего финансового года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
2.3. Плата за оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ включает налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.4. Расчетно-нормативные затраты на оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ определяются по формуле:
Nэкисп = Nтех + Nтокс + Nкл + Nэкэб, где:
Nтех - норматив затрат на технические испытания МИ в целях государственной регистрации МИ;
Nтокс - норматив затрат на токсикологические исследования МИ в целях государственной регистрации МИ;
Nкл - норматив затрат на клинические испытания изделий МИ в целях государственной регистрации МИ;
Nэкэб - норматив затрат на экспертизу качества, эффективности и безопасности МИ в целях государственной регистрации МИ.
2.5. Расчетно-нормативные затраты на оказание каждого вида услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ определяются по формуле:
N(Nтех, Nтокс, Nкл, Nэкэб) = (Nот + Nрм + Nси + Nон) + НДС 18%, где:
Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.
Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитывается как произведение величины трудоемкости в человеко-часах на выполнение необходимых испытаний и средний размер оплаты за один час работы сотрудника, осуществляющего соответствующие процедуры.
При расчете норматива затрат на оплату труда и начислений учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании платной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается).
Размер средней заработной платы сотрудников, оказывающих услугу по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ, определяется с учетом уровня среднего размера оплаты за один час работы научных работников и врачей - специалистов организаций.
Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов.
Норматив затрат на приобретение расходных материалов включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ.
В целях определения норматива затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ, данные материалы могут выделяться по видам, типам материалов.
В случае отсутствия норм расхода, определенных для соответствующих расходных материалов, осуществляется прямая выборка расходов, производимых на каждую из услуг по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ (исследование, проводимое в рамках ее оказания).
Nси - норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с содержанием имущества.
Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с содержанием имущества, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ в расчете на ее единицу, затрат на содержание движимого имущества с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, учитывает амортизацию основных средств, использование которых непосредственно связано с оказанием услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ.
Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.
Норматив затрат на общехозяйственные нужды включает в себя:
1) норматив затрат на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь);
2) норматив затрат на приобретение транспортных услуг;
3) норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого персонала.
2.6. Физическим и юридическим лицам, которым организацией предоставляется услуга по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ, должны быть доступны сведения о проведении экспертизы и испытаний МИ в целях государственной регистрации МИ и документы, подтверждающие результаты проведенных экспертизы и испытаний МИ в целях государственной регистрации МИ.
III. Определение расчетно-нормативных затрат на оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ
3.1. Для целей настоящей Методики используются четыре класса потенциального риска применения МИ в соответствии с номенклатурной классификацией МИ.
К 1 классу при проведении технических и клинических испытаний, а также экспертизы качества, эффективности и безопасности МИ, относятся изделия одноразового и однократного применения; материалы стоматологические, хирургические; средства перевязочные; изделия протезно-ортопедические; инструменты медицинские; изделия травматологические; принадлежности и приспособления; приборы, аппараты и устройства без электрической части; мебель и оборудование медицинское без электрической части, изделия из бумаги, пряжи, тканей и нетканого материала; изделия резиновые, из стекла и полимерных материалов; тара и упаковка для лекарственных средств и препаратов; реагенты; изделия для внутреннего протезирования из латекса и клеев; шприцы; устройства для забора, хранения и перевозки биологических материалов; изделия очковой оптики; фотолабораторные и рентгенозащитные средства; осветительные приборы и аппараты, аптечки, программное обеспечение.
При проведении токсикологических исследований к 1 классу относятся МИ, контактирующие с кожей и слизистой оболочкой организма человека, а также имеющие опосредованный контакт.
К 2а классу при проведении технических и клинических испытаний, а также экспертизы качества, эффективности и безопасности МИ, относятся диагностические, терапевтические, хирургические и реабилитационные приборы, аппараты и оборудование с электрической частью.
При проведении токсикологических исследований к 2а классу относятся МИ, контактирующие с поврежденной поверхностью организма человека и непрямым кровотоком.
К 2б классу при проведении технических и клинических испытаний, а также при экспертизе качества, эффективности и безопасности МИ, относятся комплексы диагностические, терапевтические, хирургические и реабилитационные.
При проведении токсикологических исследований к 2б классу относятся МИ, контактирующие с мягкой тканью, костью и кровью организма человека.
К 3 классу при проведении технических и клинических испытаний, а также экспертизы качества, эффективности и безопасности МИ относятся системы для поддержания жизненно важных функций организма человека; системы диагностические, терапевтические, хирургические, модули медицинские, передвижные комплексы медицинского назначения.
При проведении токсикологических исследований к 3 классу относятся имплантируемые МИ.
3.2. Технические и клинические испытания МИ в целях государственной регистрации МИ проводятся для всех классов МИ. Токсикологические исследования МИ в целях государственной регистрации МИ проводятся в отношении МИ, использование которых предполагает наличие контакта с организмом человека.
3.3. МИ подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения в соответствии с номенклатурной классификацией МИ, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
IV. Пример определения размера платы за оказание услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ
N(Nтех, Nтокс, Nкл, Nэкэб) =(Nот + Nрм + Nси + Nон) + НДС 18%
Для расчета размера платы за оказание услуги по клиническим испытаниям МИ 1 класса использован фонд оплаты труда (далее - ФОТ), равный 4 516 680 руб. Общий тариф страховых взносов - 34,2%* (уплачиваются в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), следовательно, 34,2% от ФОТ (4 516 680 руб.) составляет 1 544 704,56 руб.
Nот = Nз/от + (34,2%)
Nз/от - норматив затрат на оплату труда
(34,2%) - количество страховых взносов (величина постоянная)
Nз/от = ЗПср x Тр
ЗПср - средняя заработная плата
Тр - трудоемкость
Тр = Т/ОП
Т - время, затраченное на производство всей продукции, в нормо-часах, (чел. - час)
ОП - объем произведенной продукции (услуги), в натуральном выражении
Т = 1981 (нормо-час /год) х 6 (кол-во исполнителей, величина переменная)
Т = 11 886 (нормо-час/год/1 усл.)
ОП = 25 (кол-во услуг в месяц, величина переменная) х 12 (кол-во месяцев)
ОП = 300 (кол-во услуг в год)
Тр = 11 886/300 = 39,62 чел./час
ЗПср = ФОТ/Т = 4 516 680/11 886 = 380 (руб.)
Nз/от = 380 х 39,62 = 15 055,6 (руб.)
(34,2%) = 15 055,6 х 34,2% = 5 149,01
Nот = 15 055,6 + 5 149,01 = 20 204 (руб.)
Nрм = 130 (руб.) / 1 усл. (величина переменная)
Nси = коммунальных затрат в 1 усл. + затрат на поверку обор.
Сумма коммунальных затрат рассчитывается исходя из плановых цифр на эти цели в году, 5250313,35 (руб.) (величина переменная)
S общ - площадь зданий - 7271,6 кв.м (величина переменная)
S исп.ц. - площадь испытательного центра - 435,9 кв.м (величина переменная)
Сумма затрат испытательного центра по коммунальным платежам в год составит:
(5250313,35 х Sобщ) x Sисп.ц. = (5 250 313,35 х 7 271,6) х 435,9 = 314 733 (руб.)
коммунальных затрат зданий = 5 250 313,35 (руб.) (величина переменная)
коммунальных затрат в 1 усл. = 314 733 / 300 = 1049,11 (руб.)
затрат на поверку оборудования (если предусмотрено) = затрат на поверку оборудования (предыдущий год) (величина переменная) /ОП
затрат на поверку обор. = 76 149 / 300 = 253,83 (руб.)
Nси = 1049,11 + 253,83 = 1302,94 (руб.)
Nон = 23,6% (утверждается предприятием) пропорционально затратам на оплату труда сотрудников, непосредственно занятых оказанием платных услуг.
Nон = Nз/от x 23,6%
Nон = 15 055,6 х 23,6 = 3553,12 (руб.)
Так как расчетно-нормативные затраты на оказание каждого вида услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ определяются по формуле:
N(Nтех, Nтокс, Nкл, Nэкэб) = (Nот + Nрм + Nси + Nон) + НДС 18%, следовательно:
Nкл = (Nот + Nрм + Nси + Nон) + НДС 18%, где
Nкл =20 204,02 + 130 + 1302,92 + 3553,12 = 25190,06 + НДС 18% = 29 724,27 (руб.)
(1 класс МИ) - 29 725
(2а класс МИ) - 29 725 + 35% = 40 130
(2б класс МИ) - 40 130 + 35% = 54 170
(3 класс МИ) - 54 170 + 35% = 73 150
Коэффициент сложности - 35%
Предельный размер платы за оказание каждого вида услуги по экспертизе и испытаниям МИ в целях государственной регистрации МИ в зависимости от класса потенциального риска применения МИ изменяется на 35%.
_____________________________
* Общий тариф страховых взносов, установленный на 2011 год.