Письмо Минфина РФ от 29 марта 2012 г. N 02-05-10/1052
Одним из важнейших направлений бюджетной политики, определенных Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", является полномасштабное внедрение, начиная с 2012 года, программно-целевого принципа деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.
Пунктом 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 10 марта 2011 г. N ВП-П13-8пр указано, что формирование федерального бюджета должно осуществляться на основе программно-целевого принципа начиная с бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
В рамках реализации указанных решений Министерством финансов Российской Федерации проводится работа по реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р (далее - Программа).
17 февраля 2012 года в Правительство Российской Федерации Минфином России внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект), которым вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие переход к программно-целевому принципу составления и представления федерального бюджета.
Проектом предусмотрены положения, согласно которым, начиная с 2013 года, ведомственная структура расходов федерального бюджета будет представлять собой распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по главным распорядителям бюджетных средств, целевым статьям (государственным программам и не включенным в них направлениям деятельности органов государственной власти), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
Введение указанной нормы требует корректировки бюджетной классификации Российской Федерации в части включения в структуру кода классификации расходов бюджетов показателей, предназначенных для обособления мероприятий государственных программ (непрограммных мероприятий).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р утвержден перечень из 41 государственной программы Российской Федерации. В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, государственные программы включают в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Анализ проектов государственных программ Российской Федерации, поступивших на экспертизу в Минфин России выявил, что число подпрограмм и федеральных целевых программ в одной государственной программе варьируется от 2 до 11, в то время как число основных мероприятий в одной подпрограмме государственной программы составляет от 1 до 54.
Таким образом, для кодирования государственных программ, федеральных целевых программ и подпрограмм, а также ведомственных целевых программ и основных мероприятий требуется выделение как минимум шести разрядов в структуре кода классификации расходов бюджетов.
Действующими в 2012 году Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 180н, установлено, что код целевой статьи классификации расходов состоит из 7 знаков и составляет 8 - 14 разряды двадцатизначного кода классификации расходов:
разряды с 11 по 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи;
разряды с 13 по 14 - для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.
В настоящее время на уровне целевых статей классификации расходов бюджетов, утвержденных в составе приложения 6 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2012 год" к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", осуществляется обособление расходов федерального бюджета по направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов классификации расходов, в том числе по следующим приоритетным направлениям:
объекты бюджетных инвестиций - получатель взноса в уставный капитал, объект капитального строительства (в рамках подпрограмм);
виды публичных нормативных обязательств и их источники (в рамках программ и подпрограмм целевых статей 505 0000, 509 0000, 514 0000);
виды техники, приобретаемой в рамках государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений (целевая статья 705 0000);
мероприятия по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитие города Сочи как горноклиматического курорта (целевая статья 550 0000, программы (подпрограммы) целевой статьи 100 0000).
Указанные позиции обособлены в связи с необходимостью проведения процедур государственного финансового контроля.
В силу того, что действующая структура кода целевой статьи (7 знаков) не позволяет обеспечить увязку "программной" составляющей и вышеупомянутых приоритетных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти (взносы в уставные капиталы и т.п.), возникает необходимость увеличения её разрядности, а также увеличения разрядности кода классификации расходов бюджетов в целом.
При этом указанное увеличение разрядности кода классификации расходов бюджетов в целом повлечет за собой:
увеличение разрядности кодов классификации доходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, а также соответствующее изменение их структуры;
внесение изменений в значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и составления отчетности об их исполнении;
необходимость доработки программного обеспечения, используемого при исполнении бюджетов.
По мнению Минфина России, наиболее приемлемым вариантом выхода из сложившейся ситуации является переход к буквенному кодированию разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, что позволит увеличить разрядность кода целевой статьи до 9 (девяти) знаков, сохранив при этом разрядность кода классификации расходов бюджетов.
Согласно положениям пункта 2 статьи 18 Кодекса определено, что установление структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые, в соответствии с Кодексом, являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, введение буквенного кодирования разделов и подразделов будет осуществлено путем внесения изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, внесение изменений в Кодекс при этом не потребуется.
Для кодирования вышеуказанных показателей предполагается использовать буквенный код, состоящий из следующих букв русского алфавита: А, В, Д, И, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У, Ф.
Таблица 2
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов |
|||||||||||||||||||
Государственная программа/непро граммная часть |
Подпрограмма /непрограммная |
Основное мероприятие |
Мероприятие |
Группа |
Подгруппа |
Элемент |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Непрограммные расходы федеральных органов исполнительной власти предполагается обособить в рамках 6 и 7 разрядов кода классификации расходов кодом "99".
Предлагаемый подход к формированию структуры кода классификации расходов бюджетов и его кодированию:
приведет к высвобождению в структуре кода двух разрядов (которые будут использованы при включении "программной" составляющей в код целевой статьи) и как следствие, позволит оставить его разрядность неизменной.
не потребует существенной корректировки нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и составления отчетности об их исполнении, за исключением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год, в рамках которых будет установлена "программная" структура кода классификации расходов.
Кроме того, Минфином России предполагается (в рамках Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год) установить норму, согласно которой, структура кода целевой статьи бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) будет определяться финансовым органом соответствующего уровня самостоятельно, исходя из принятия решения о переходе к программной структуре расходов бюджета и (или) структуры государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ).
Принимая во внимание важность вопроса корректировки бюджетной классификации, Минфин России просит рассмотреть предлагаемые изменения и представить замечания и предложения в адрес Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России в срок до 7 апреля 2012 года.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается, что 17 февраля 2012 г. Минфин России внес в Правительство РФ законопроект. Он предполагает переход к программно-целевому принципу составления и представления федерального бюджета. Согласно поправкам с 2013 г. ведомственная структура расходов федерального бюджета будет представлять собой распределение ассигнований по главным распорядителям, целевым статьям (государственным программам и не включенным в них направлениям деятельности органов государственной власти), группам (группам и подгруппам) видов затрат.
Введение этой нормы требует, чтобы в структуру кода классификации расходов были включены показатели для обособления мероприятий государственных программ (непрограммных мероприятий).
Минфин России предлагает перейти к буквенному кодированию разделов и подразделов классификации расходов. Это позволит увеличить разрядность кода целевой статьи до 9 знаков, сохранив при этом разрядность кода классификации расходов. Планируется использовать код, состоящий из следующих букв русского алфавита: А, В, Д, И, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У, Ф.
Кроме того, в рамках Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2013 г. планируется установить следующую норму. Структура кода целевой статьи бюджета региона (муниципального образования, территориального государственного внебюджетного фонда) определяется соответствующим финансовым органом самостоятельно, исходя из принятия решения о переходе к программной структуре расходов бюджета и (или) структуры региональных (муниципальных) программ.
Минфин России просит рассмотреть предлагаемые изменения и представить замечания и предложения до 7 апреля 2012 г.
Приведена сопоставительная таблица кодов разделов (подразделов) классификации расходов.
Рассмотрены примеры кодирования мероприятий государственных программ.
Письмо Минфина РФ от 29 марта 2012 г. N 02-05-10/1052
Текст письма официально опубликован не был