Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2012 г. N 03-05-06-02/27
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам предоставления налоговых льгот по земельному и транспортному налогам сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог относится к региональным налогам, а согласно статье 15 Кодекса земельный налог является местным налогом.
Данные налоги являются одними из основных источников формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков как инвалиды в данный перечень не включены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I группу инвалидности, лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, инвалиды с детства, а также инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.
При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопроса о льготном налогообложении по земельному налогу инвалидов находится в компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых располагаются земельные участки, принадлежащие инвалидам.
Согласно статье 356 главы 28 "Транспортный налог" Кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопрос об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для инвалидов, находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
При этом обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-03 "О транспортном налоге в Московской области" налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-03 "О льготном налогообложении в Московской области".
Статьей 25 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" установлено, что лица, признаваемые инвалидами I и II групп, освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (до 36,8 кВт) включительно, являющихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.