Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 марта 2012 г. N 03-03-06/4/22
Вопрос: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. N 461 "Об утверждении перечня университетов - победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" и распоряжением Правительства РФ от 20.05.2010 г. N 812-р "Об установлении категории "национальный исследовательский университет" ряду российских вузов", Томскому государственному университету (далее - Университет) присвоен статус "национальный исследовательский университет".
Пунктом 22 раздела IV "Порядок и условия финансирования программ развития университетов - победителей конкурса" постановления Правительства РФ от 13.07.2009 г. N 550 определено, что Финансирование программ развития университетов - победителей конкурса из федерального бюджета предусматривается в течение первых 5 лет их реализации и может осуществляться в виде дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, субсидий автономным учреждениям или предусматриваться при реализации федеральных целевых программ.
В 2011 году между Министерством образования и науки Российской федерации и Университетом заключен договор N 12.741.36.0010 от 27.01.2011 г. "О финансировании программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет" (ТГУ). Финансирование осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры" инновационной России".
Может ли Университет, получивший средства в рамках данного договора, отнести их к средствам целевого финансирования и включить в доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций средств, поступивших образовательному учреждению в соответствии с договором, заключенным с Минобрнауки России, и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде, субсидий предоставленных бюджетным учреждениям.
Указанные субсидии предоставляются бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.
Кроме этого, для образовательных учреждений в подпункте 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрена специальная норма, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Из текста запроса следует, что между Университетом и Минобрнауки России заключен договор, согласно которому Университет обязуется выполнить определенные работы, а Минобрнауки России обязуется оплатить выполненные Университетом работы.
Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, наличие договора возмездного оказания услуг не позволяет сделать вывод о том, что Университету выделяются именно целевые средства.
Таким образом, по мнению Департамента, средства, полученные от Минобрнауки России в счет оплаты выполненных работ по договору, следует учитывать в составе доходов в качестве выручки от реализации.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
ВрИО директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.