Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 марта 2012 г. N 03-03-06/3/5
Вопрос: Согласно приказу Минфина РФ от 17.12.2010 N 176н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 января 2009 г. N 6н" страховщики, осуществляющие расчеты по прямому возмещению убытков (ПВУ), исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода, и средних сумм страховых выплат на конец каждого отчетного периода, определяют итоговый результат на субсчете "Расчеты по прямому возмещению убытков со страховщиком причинителем вреда"
В соответствии с пп. 11.1 п. 2 ст. 293 и пп. 9.2 ст. 294 НК РФ страховщики, осуществившие прямое возмещение убытков, учитывают в доходах положительную разницу, которая возникла в результате превышения полученной средней суммы страховой выплаты над суммой выплаты потерпевшему. Если же она отрицательная, он включает данную разницу в расходы.
Величина доходов и расходов определяются по итогам каждого отчетного периода, что предполагает необходимость инвентаризировать расчеты между страховыми компаниями ежеквартально.
В связи с этим просим Вас разъяснить:
1. Каким документом можно подтвердить величину и достоверность возникшей дебиторской и кредиторской задолженности, образовавшейся в результате расчетов по ПВУ?
2. Можно ли использовать в целях подтверждения дебиторской и кредиторской задолженности данные, предоставленные Расчетным Центром РСА?
3. Если да, то планируется вменить в обязанность Расчетного Центра РСА предоставление Страховым компаниям данных о состоянии расчетов между страховыми компаниями?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом финансовой политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении доходов и расходов по операциям прямого возмещения убытков для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.
Суть системы прямого возмещения убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) состоит в том, что потерпевший - владелец транспортного средства вправе предъявить требование о возмещении причиненных ему убытков непосредственно своему страховщику, с которым у него заключен договор обязательного страхования.
Между страховщиками, осуществляющими обязательное страхование, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон) должно быть заключено соглашение о прямом возмещении убытков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков (страховщиком потерпевшего), и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (страховщиком причинителя вреда).
Расчеты между указанными страховщиками могут производиться путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию или исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат.
Требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядок расчетов между страховщиками, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков (далее - Требования) утверждены приказом Минфина России от 23.01.2009 N 6н.
В случае, если расчеты между страховщиками по соглашению о прямом возмещении убытков осуществляются исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат, у страховщиков на конец отчетного периода могут возникать разницы, которые признаются доходами (расходами) в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 12 Требований и в налоговом учете в соответствии с подпунктами 11.1 и 11.2 пункта 2 статьи 293, подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 330 НК РФ также предусмотрено, что признание доходов, указанных в подпунктах 11.1 и 11.2 пункта 2 статьи 293 НК РФ, и расходов, указанных в подпунктах 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 294 НК РФ, осуществляется в случае, если исполнение обязательств между страховщиками по соглашению о прямом возмещении убытков осуществляется исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат.
Необходимо отметить, что способ расчетов исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат не предполагает сверку расчетов между страховщиками и составления каких-либо актов взаимозачетов. Списание положительных и отрицательных разниц, возникающих в результате таких расчетов на конец отчетного периода, на финансовые результаты страховщика обусловлено тем, что затраты времени и сил на осуществление сверки по взаиморасчетам будут нерациональными и неэффективными по сравнению с размером указанных доходов и расходов, которые вследствие корректировки размера средних сумм страховых выплат должны стремиться к нулю.
При определении рассматриваемых доходов и расходов следует исходить из того, что они возникают только по тем операциям по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного (налогового) периода (абзацы двенадцатый - четырнадцатый статьи 330 НК РФ, абзацы четвертый - шестой пункта 12 Требований). Операции по прямому возмещению убытков, по которым расчеты не завершены, переносятся и учитываются в следующем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая изложенное, документом, подтверждающим размер рассматриваемых доходов и расходов, может являться составленный страховщиком на основе данных бухгалтерского учета расчет (в частности, на основе аналитики по субсчетам "Расчеты по прямому возмещению убытков со страховщиком причинителя вреда" и "Расчеты по прямому возмещению убытков со страховщиком потерпевшего" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", из которой можно сделать вывод о завершенности расчетов по операциям прямого возмещения убытков).
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.