Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2012 г. N 13-В11-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Задворнова М.В. и Назаровой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева А.В. к Управлению внутренних дел по Тамбовской области, Управлению вневедомственной охраны при УВД по Тамбовской области о перерасчете выслуги лет для выплаты единовременного и ежемесячного социального пособий, о признании приказа в части незаконным и о включении в выслугу лет периода прохождения службы в качестве стажера, по надзорной жалобе Яковлева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 апреля 2011 года, которыми в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., выслушав возражения представителя Управления внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области и Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тамбовской области Русанова Д.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Яковлев А.В. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Тамбовской области, Управлению вневедомственной охраны при УВД по Тамбовской области о перерасчете выслуги лет для выплаты единовременного и ежемесячного социального пособий, о признании приказа в части незаконным и о включении в выслугу лет периода прохождения службы в качестве стажера, ссылаясь на то, что ему незаконно отказывают во включении в выслугу лет для выплаты единовременного и ежемесячных социальных пособий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" периода прохождения службы в органах внутренних дел в качестве стажера в ОВД ... района г. Тамбова с 23 ноября 1995 года по 23 мая 1996 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 апреля 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В надзорной жалобе Яковлева А.В. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По результатам изучения доводов надзорной жалобы Яковлева А.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2012 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явился. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ Судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене, а надзорную жалобу - удовлетворению.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.
Судом установлено, что приказом начальника УВД Октябрьского района г. Тамбова N 347 от 23 ноября 1995 года Яковлев А.В. был назначен стажером на должность младшего оперуполномоченного отделения ... РУВД по контракту сроком на 3 года с испытательным сроком 6 месяцев. Приказом начальника УВД Октябрьского района г. Тамбова N 58 от 26 февраля 1996 года истец был назначен стажером на должность ... БППС милиции РУВД с освобождением от исполнения обязанностей стажера по предыдущей должности. Приказом начальника УВД Октябрьского района г. Тамбова от 27 мая 1996 года Яковлев А.В. назначен на должность ... БППС милиции РУВД с 23 мая 1996 года и ему присвоено специальное звание старший сержант милиции.
Приказом начальника Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тамбовской области от 24 августа 2010 года N 173 л/с Яковлев А.В. был уволен по основанию, установленному пунктом "ж" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). Выслуга лет Яковлева А.В. на момент увольнения со службы составляла в календарном исчислении - 15 лет 05 месяцев 1 день, для исчисления права на единовременное пособие - 14 лет 11 месяцев 1 день. Следовательно, в выслугу лет для исчисления права на единовременное пособие и ежемесячное социальное пособие ответчиком не включен период прохождения им службы в должности стажера 6 месяцев.
В соответствии со статьей 1 Постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Статьей 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, сославшись на статью 1, части 1, 3, 5 ст. 12 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, п. 1, 17 и 18 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", указал, что период работы стажером не является службой в органах внутренних дел, в связи с чем данный период не подлежит включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия и ежемесячного социального пособия.
Между тем Судебная коллегия полагает данный вывод судебных инстанций основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрены основания, порядок назначения и выплаты единовременного пособия и ежемесячного социального пособия, выплачиваемых при увольнении указанным в этом постановлении лиц.
Подп. "б" п. 17 данного Постановления определено выплачивать при увольнении со службы единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. Лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.
В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
В пункте 18 этого же Постановления для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенных со службы по достижении предельного возраста, болезни, ограниченному состоянию здоровья, сокращению штатов либо в связи с нарушением условий контракта в отношении лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы без права на пенсию, установлена выплата ежемесячного социального пособия в течение 5 лет в размере: при общей продолжительности военной службы (службы) 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15 лет - 3 процента суммы оклада денежного содержания.
В стаж общей продолжительности военной службы (службы) для выплаты ежемесячного социального пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы (службы), предусмотренные в пункте 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 1 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Исходя из приведённых правовых норм, Судебная коллегия полагает, что период службы в должности стажера милиции подлежит включению в выслугу лет для выплаты единовременного и ежемесячного социального пособий. При этом каких-либо исключений, предусматривающих, что период службы в должности стажера милиции не засчитывается в выслугу лет для выплаты указанных пособий, в законодательстве не содержится.
Кроме того, ссылка суда на то, что поскольку период работы стажером не является службой в органах внутренних дел, то этот период не может быть включен и в выслугу лет для назначения единовременного и ежемесячного социального пособий, нельзя признать правильной, соответствующей тексту приведенного выше пункта 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой испытательный срок засчитывается в стаж в службы в органах внутренних дел и поэтому названный довод суда не может быть признан правовым аргументом, позволяющим исключить период службы в должности стажера из выслуги лет для назначения единовременного и ежемесячного социального пособий.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Яковлева А.В. о перерасчете выслуги лет для выплаты единовременного и ежемесячного социального пособий, о признании приказа в части незаконным и о включении в выслугу лет периода прохождения службы в качестве стажера, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Допущенные судом первой инстанции и не устранённые судом кассационной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов Яковлева А.В. Данные нарушения могут быть исправлены только путём отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного Судебная коллегия полагает, что состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 апреля 2011 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Корчашкина |
Судьи |
М.В. Задворнова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2012 г. N 13-В11-9
Текст определения официально опубликован не был